20.10.2015 17:27
    Поделиться

    Зачем петербургскому метро взвинчивать цены

    Жителей Петербурга ждет существенное повышение цен на проезд в метро
    Проект петербургского бюджета на 2016 год предусматривает повышение цены проезда на метро до 42 рублей, а в наземном транспорте - до 40. Новость вызвала недовольство среди горожан. Они считают, что государственные перевозчики, и так получающие субсидии из бюджета, не имеют никаких оснований для этого повышения. Откуда взялись такие цифры, разбирался корреспондент "РГ".

    По данным сотрудников петербургского метрополитена, сославшихся на первого заместителя председателя комитета по транспорту города Елену Осинцеву, такое небывалое повышение цен объясняется тем, что с начала года метрополитен перевез около 41 процента всех пассажиров общественного транспорта, то есть более 542 миллионов человек. При этом метрополитен недополучил 15 миллионов пассажиров по сравнению с тем же периодом прошлого года. Кроме того, транспортники считают, что пассажиропоток упал из-за оттока мигрантов и из-за "возросшего количества личных автомобилей у петербуржцев".

    Действительно, из-за новых правил приема на работу и падения курса рубля приезжие из Средней Азии стали покидать Петербург, но количество уехавших не могло бы привести к значительным потерям транспортников. Что касается автомобилизации, то тут картина совсем безрадостная: доходы населения упали, и горожанам не до покупок новых машин, если посмотреть статистику рынка.

    Как пояснил корреспонденту "РГ" Михаил Чаплыгин, генеральный директор информационного агентства "Auto-Dealer-СПб", в Петербурге рынок новых автомобилей в этом году по итогам восьми месяцев сократился на 35 процентов. При этом регистрируют и покупают машины в автосалонах города не только жители Петербурга, но и приезжие. Также, по словам Чаплыгина, растет число автовладельцев, которые из-за пробок пересаживаются с машин в метро.

    - Ситуация со столь резким подорожанием проезда непонятна. Разве в метрополитене как-то улучшились условия, появились сотни новых составов, сократился интервал между поездами или открылись десятки новых станций? По стоимости проезда мы догнали Москву, по уровню услуг - сильно отстаем, - говорит эксперт.

    Городских депутатов смущает другое - нежелание властей менять систему контроля за ГУПами и прозрачностью использования ими бюджетных средств. По словам депутата петербургского ЗакСа Александра Кобринского, губернатор в своем ответе законодателям признает эффективной и не нуждающейся в дополнительном аудите существующую систему контроля деятельности предприятий. Это кажется народным избранникам сомнительным в свете нашумевшей истории с выявленными в городском метрополитене нарушениями на 9,23 миллиарда рублей.

    По словам депутата, отчетность, которая выкладывается на сайте метрополитена, не позволяет сделать никаких выводов об эффективности использования средств ГУПом.

    - Повышение стоимости проезда приведет к тому, что часть пассажиров в такой ситуации просто пересядет на маршрутки, а другая часть и дальше будет пользоваться личными автомобилями, что противоречит декларируемому Смольным принципу борьбы с пробками, - подытожил Кобринский.

    Обоснование повышения цены необходимостью обновления подвижного состава и ремонта в ЗакСе также считают странным, поскольку на это есть отдельная строка бюджета.

    Депутат ЗакСа Борис Вишневский ссылается на ответ комитета по финансам о том, что в проект бюджета заложено повышение "средневзвешенного тарифа" на 15,6 процента, а это кардинально расходится с объявленными транспортниками цифрами.

    - Правительство Санкт-Петербурга и комитеты должны обязать ГУПы выкладывать на своих сайтах прямую ссылку на всю свою финансово-хозяйственную отчетность и результаты аудиторских проверок, - заявил Вишневский. - Отдельно нужно провести и опубликовать комплексный анализ эластичности спроса по цене как по росту разового билета без "Подорожника", так и по росту единого проездного билета. Третьим пунктом мы требуем разработать и внедрить до конца 2016 года систему оплаты проезда с переориентацией оплаты не за поездку на маршруте, а за поездку из точки А в точку Б, разумную стоимость длительных проездных, мотивирующую людей пересаживаться с личного транспорта в общественный.

    В Смольном подчеркивают, что окончательный вариант бюджета с новыми ценами на проезд еще не утвержден, однако подводят к мысли, что если цены не повысить, то транспортникам придется работать себе в убыток, а это потребует еще больших вливаний из бюджета либо даже изменения схемы работы транспорта.

    Поделиться