По данным сотрудников петербургского метрополитена, сославшихся на первого заместителя председателя комитета по транспорту города Елену Осинцеву, такое небывалое повышение цен объясняется тем, что с начала года метрополитен перевез около 41 процента всех пассажиров общественного транспорта, то есть более 542 миллионов человек. При этом метрополитен недополучил 15 миллионов пассажиров по сравнению с тем же периодом прошлого года. Кроме того, транспортники считают, что пассажиропоток упал из-за оттока мигрантов и из-за "возросшего количества личных автомобилей у петербуржцев".
Действительно, из-за новых правил приема на работу и падения курса рубля приезжие из Средней Азии стали покидать Петербург, но количество уехавших не могло бы привести к значительным потерям транспортников. Что касается автомобилизации, то тут картина совсем безрадостная: доходы населения упали, и горожанам не до покупок новых машин, если посмотреть статистику рынка.
Как пояснил корреспонденту "РГ" Михаил Чаплыгин, генеральный директор информационного агентства "Auto-Dealer-СПб", в Петербурге рынок новых автомобилей в этом году по итогам восьми месяцев сократился на 35 процентов. При этом регистрируют и покупают машины в автосалонах города не только жители Петербурга, но и приезжие. Также, по словам Чаплыгина, растет число автовладельцев, которые из-за пробок пересаживаются с машин в метро.
- Ситуация со столь резким подорожанием проезда непонятна. Разве в метрополитене как-то улучшились условия, появились сотни новых составов, сократился интервал между поездами или открылись десятки новых станций? По стоимости проезда мы догнали Москву, по уровню услуг - сильно отстаем, - говорит эксперт.
Городских депутатов смущает другое - нежелание властей менять систему контроля за ГУПами и прозрачностью использования ими бюджетных средств. По словам депутата петербургского ЗакСа Александра Кобринского, губернатор в своем ответе законодателям признает эффективной и не нуждающейся в дополнительном аудите существующую систему контроля деятельности предприятий. Это кажется народным избранникам сомнительным в свете нашумевшей истории с выявленными в городском метрополитене нарушениями на 9,23 миллиарда рублей.
По словам депутата, отчетность, которая выкладывается на сайте метрополитена, не позволяет сделать никаких выводов об эффективности использования средств ГУПом.
- Повышение стоимости проезда приведет к тому, что часть пассажиров в такой ситуации просто пересядет на маршрутки, а другая часть и дальше будет пользоваться личными автомобилями, что противоречит декларируемому Смольным принципу борьбы с пробками, - подытожил Кобринский.
Обоснование повышения цены необходимостью обновления подвижного состава и ремонта в ЗакСе также считают странным, поскольку на это есть отдельная строка бюджета.
Депутат ЗакСа Борис Вишневский ссылается на ответ комитета по финансам о том, что в проект бюджета заложено повышение "средневзвешенного тарифа" на 15,6 процента, а это кардинально расходится с объявленными транспортниками цифрами.
- Правительство Санкт-Петербурга и комитеты должны обязать ГУПы выкладывать на своих сайтах прямую ссылку на всю свою финансово-хозяйственную отчетность и результаты аудиторских проверок, - заявил Вишневский. - Отдельно нужно провести и опубликовать комплексный анализ эластичности спроса по цене как по росту разового билета без "Подорожника", так и по росту единого проездного билета. Третьим пунктом мы требуем разработать и внедрить до конца 2016 года систему оплаты проезда с переориентацией оплаты не за поездку на маршруте, а за поездку из точки А в точку Б, разумную стоимость длительных проездных, мотивирующую людей пересаживаться с личного транспорта в общественный.
В Смольном подчеркивают, что окончательный вариант бюджета с новыми ценами на проезд еще не утвержден, однако подводят к мысли, что если цены не повысить, то транспортникам придется работать себе в убыток, а это потребует еще больших вливаний из бюджета либо даже изменения схемы работы транспорта.