Об этом говорится в исследовании института МИРБИС. По словам проректора по научной работе института МИРБИС Александра Соломатина, 31% предпринимателей получают информацию об изменениях в законодательстве из материалов аудиторско-консалтинговых ресурсов, особенно с порталов "ГАРАНТ" и "Консультант +". 18% представителей малого бизнеса обращаются к правительственным сайтам, 12% получают информацию из средств массовой информации. Ни один из предпринимателей не указал в качестве источника получения информации соцсети, что позволяет сделать вывод о том, что этот канал получения информации предпринимателями не используется как таковой. По словам Соломатина, наружная реклама тоже малоэффективна - на нее обращает внимание лишь 1% респондентов.
При этом только 21% опрошенных полностью удовлетворены получаемыми сведениями, а большинству респондентов - 79%, в том или ином смысле представленная в открытом доступе информация не понятна. "Это не только затрудняет развитие бизнеса, но также снижает привлекательность предпринимательства, так как очень сложно играть по правилам, которые не понятны. Кроме того, подобного рода недопонимание и неосведомленность приводят к внеплановым проверкам контролирующих органов и начислениям штрафов и пеней, что, безусловно, не снижает финансовую и административную нагрузку на предпринимательский сектор", - отмечается в исследовании.
По словам Соломатина, подавляющее большинство предпринимателей (82%) предпочли бы получать информацию с единого сайта, на котором бы структурированно отражались и последние обновления нормативно-правовой базы, регулирующие деятельность малого бизнеса, и архив действующих нормативно-правовых актов.
"Большинство микро- и малых предприятий основаны новичками в бизнесе. Человеку, ранее не сталкивавшемуся с предпринимательской деятельностью, зачастую непросто разобраться с действующими законами. И это одна из причин того, что в стране увеличение числа микропредприятий не ведет к качественному росту, - говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики. - Совокупные доходы не растут, и многие предприниматели вынуждены сворачивать свое дело. Нет четкой инструкции, написанной доступным языком, по процедуре открытия бизнеса, о том, какие налоги ложатся на предпринимателя. А без этого невозможно просчитать финансовые результаты предприятия. Вся необходимая информация разбросана по различным громоздким базам документов, в которых надо заранее знать, что ты ищешь, и по сайтам госучреждений".
Для развития МСБ необходим портал, на котором была бы представлена исчерпывающая информация по открытию и ведению бизнеса. Законы доступным языком зачастую невозможно написать, необходимы формулировки и термины, исключающие неверную трактовку. А вот доходчиво написать инструкцию - возможно, полагает Исаев.
При этом коммерческий директор ГК "Желдорэкспедиция" Евгений Можаев считает, что развитие бизнеса нельзя увязывать с удобством использования источников, публикующих изменения в законодательстве: "Скорее важна просветительская деятельность, объясняющая людям, какие у них есть возможности".