Закон запретит искать призывы к экстремизму в священных текстах

В пятницу Госдума в первом чтении рассмотрит президентский законопроект о запрете признавать содержание и цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджупра экстремистскими материалами.

Попытки найти призывы к экстремизму в отдельных сурах Корана предпринимались в последние годы неоднократно и всегда наталкивались на однозначную реакцию мусульман. Однако в августе судья Южно-Сахалинского горсуда Наталья Перченко вынесла решение, согласно которому книга "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе" бала признана экстремистским материалом. В частности, экстремистскими были названы цитаты из Корана: "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи", "Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом".

Тогда возникло предложение об исключении священных текстов традиционных для России религий из -под судебных проверок.

По словам председателя Синодального информационного отдела Владимира Легойды нужно быть осторожными и внимательными, когда дело касается священных текстов, их нельзя оценивать с позиций современности.

Нужен учет того культурного контекста, в котором они создавались.

Он также отверг попытки оперировать понятием "экстремизм" в отношении Библии.

"Нельзя доводить ситуацию до абсурда. Библия - это сложный текст, его нужно уметь читать, и для этого существует обширный корпус толкований, пополняемый и в наше время. Для меня совершенно очевидно, какая чаша весов перетянет, положи на одну из них Библию, а на другую - всю мировую литературу", - сказал Владимир Легойда.

Древние священные тексты не могут изучаться на предмет экстремизма, уверен председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Комментируя решение суда в Южно-Сахалинске, он подчеркнул в интервью агентству "Интерфакс-религия", что "не случайно данный вердикт вызвал такую тяжелую дискуссию".

"Древние священные тексты были даны людям в то время, когда никто не пытался оспорить высший авторитет религиозной нормы для человека и общества. И, наверное, стоит подумать о каком-то моратории на объявление экстремистскими текстов, созданных 300, 500 и более лет назад", - сказал он.

Тем более что в данном случае по сути оспаривается право, центральное для многих религий: "право утверждать, что именно твоя религия истинна, что обращаться нужно только к одному единственному истинному Богу".

- У нас запрещена пропаганда превосходства человека или группы лиц по религиозному признаку, но не запрещены и не могут быть запрещены утверждения о том, что чья-то религия лучше или является единственно правильной. Если запретить такие утверждения, то это поставит в непреодолимое противоречие религиозное мировоззрение и светские решения и установления, - полагает священнослужитель.

Представитель Церкви указал на то, что в Торе, Библии, как и в Коране, содержится много решительных утверждений, никак не сводимых к политкорректности.

"В конце концов, Нагорная проповедь - это весьма и весьма радикальный текст", - заметил Чаплин.

По словам священника, противоречия между религиозным мировоззрением и секуляризмом всегда будут. Он убежден, что каждое из этих мировоззрений имеет право на общественное влияние, но попытка объявить секуляризм единственно правильным, единственно нейтральным и единственно приемлемым для общества мировоззрением "приведет только к обострению этого конфликта".

Для некомпетентных толкователей Коран - это плохо написанный роман. Они находят в нем непонятные места, вычитывают то, что вызывает у них раздражение

Ректор Казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин напоминает, что русский не является первоначальным языком писаний, поэтому возможны толкования и неточности перевода. Но это не дает права запрещать книги, которые имеют прямые ссылки на Священное писание. По его мнению, если закон будет принят, к нему, возможно, потребуются дополнительные комментарии, чтобы избежать правовых коллизий.

Руководитель департамента Федерации еврейских общин России раввин Аарон Гуревич также настаивает на том, что священные тексты нельзя подвергать ревизии.

- Все сакральные тексты, включая средневековые, никакой ревизии не могут быть подвержены по той простой причине, что мы живем сегодня в совсем другой реальности, - объясняет он. - И с позиций ХХI века не имеем права осуждать эти тексты. Можно обсуждать, а подчас и запрещать тексты, которые написаны нашими современниками. Раввин признает, что в древних священных текстах "есть моменты, где отражено насилие над народами, которые были носителями скверны", но это некий праобраз, метафора, а "вовсе не народ, который следует уничтожать".

Настоятель Сампсониевского собора Санкт-Петербурга протоиерей Александр Пелин напомнил, что первые части Библии были зафиксированы 3-3,5 тысячи лет назад, поэтому написаны языком, который сейчас может показаться жестким или грубым. Именно поэтому их нужно осмысливать в контексте религиозных учений. Иначе любые выдернутые фразы из текста Библии или Корана можно воспринять как призывы к насилию и экстремизму.

Компетентно

Юрий Михайлов, главный редактор научно-издательского центра "Ладомир":

- Этот законопроект - первый шаг, сделанный в сторону профилактики антитеррористических настроений в нашей стране. До этого упор делался на физическую ликвидацию радикалов.

Коран никогда не воспринимался в подлинно мусульманской среде как радикальный текст. В его арабском тексте нет и не может быть экстремизма. А дальше все зависит от толкований, на которых, собственно, и строятся все религиозные культуры. Именно толкование подробно объясняет, что подразумевается под тем или иным аятом Корана. Какая мысль проводится в предложениях, которые в современном мире прочитываются как радикальные.

Я не вижу ничего экстремистского в высказываниях, признанных таковыми Южно-Сахалинским судом. Наверное, судью испугало упоминание Аллаха. Но ведь Аллах переводится с арабского как Бог. Так что, речь идет о том самом Боге, который понимается и принимается всем человечеством. Подобные трактовки - следствие слабости наших богословских школ и их влияния. Не хватает людей, которые могли бы авторитетно объяснить обществу, что Коран - не радикальная книга. Но пока Священное Писание толкуют люди, думающие, что они весьма сведущие в правовых вопросах, но при этом они настоящие религиозные невежды. Они, как правило, не являются верующими и при этом еще и демонстрируют полную некомпетентность в религиозных вопросах. Для них Коран - как плохо написанный роман. Они находят там непонятные места, вычитывают то, что вызывает у них раздражение и на этом основании пытаются трактовать текст. Но трактовать ни Библию, ни Коран без учета исторической среды, в которой они появились, нельзя. И не стоит забывать, что на священных текстах основаны гигантские цивилизации, которые внесли свою лепту в развитие человечества.