Собянин подчеркнул, что основные усилия его как мэра и всей его команды были нацелены в первую очередь на создание в Москве комфортного города. И пояснил, что включает в это понятие:
Для этого пришлось в первую очередь провести ревизию всех заключенных на тот момент в Москве 1200 инвестиционных контрактов. 500 из них, на 21 млн кв м, принял решение расторгнуть. Чтобы исправить все градостроительные ошибки, он бы расторг и больше, но это разорило бы городской бюджет - слишком дорого ему обошлись бы неустойки. "Тем не менее мы остановили уплотнительную застройку и сохранили живую ткань города", - так оценил вчера он итог этой работы своей команды. Чтобы разгрузить центр города, новые власти взяли курс на полицентричное развитие. Возможностей для этого с расширением границ столицы стало больше.
- Уже сегодня новые территории стали точкой приложения многомиллиардных инвестиций и дают свыше трети всей вводимой в Москве недвижимости - до 3 млн кв. м., - говорил Собянин.
За последние три года в новой Москве создано 80 тысяч рабочих мест - в бизнес-центрах, торговле, логистике и социальной сфере. Это дало возможность жителям окраинных районов столицы и Подмосковья больше не ездить каждый день часами на работу в центр столицы. Большие возможности для трудоустройства дают и заброшенные прежде промзоны, в которых построено более 4 млн кв. м. недвижимости. Причем, это не спальные районы, какие было принято возводить еще недавно. Жилья там только половина. Остальное - рабочие места, объекты соцкультбыта. Итог? "Мы видим снижение маятниковой миграции в центр города и обратно", - с удовлетворением отметил Собянин. Не забывала столица все эти годы и о социалке. Введены в строй за пятилетку 250 школ и садиков, 29 учреждений здравоохранения, 38 объектов культуры.
Вторая острейшая проблема, с которой столкнулась Москва - пробки на дорогах, где неотвратимо наступал транспортный коллапс. "Москва уже прошла точку невозврата и глухие дорожные заторы - говорили эксперты новому мэру, вспоминал Собянин. - Но я никогда не разделял эту фатальную точку зрения". Он видел опыт Европы, которая столкнулась с ними на несколько десятилетий раньше, и верил, что есть решение транспортных проблем. В городе отдали приоритет общественному транспорту, за пять лет кропотливой работы построили 18 станций метро. Вместе с РЖД начали прокладку новых главных железнодорожных путей в Москву. Недавно электричка в режиме метро пришла уже в Зеленоград. "Пошли и на непопулярные меры, на которые никак не решалась прежде Москва - введение платных парковок. И Москва поехала быстрее", - признал сегодня в своем выступлении даже оппонент мэра депутат от КПРФ Андрей Клычков.
Одобрила работу Собянина на посту мэра и большая часть других депутатов Мосгордумы: за это проголосовали 36 парламентариев, против - 5.