Сегодня мало кто вспоминает о том, что уже после подписания Беловежских соглашений еще существовали некие иллюзии о возможности создания трех наднациональных министерств - обороны, иностранных дел и культуры. Эти иллюзии довольно быстро были разрушены реальной практикой строительства новых государств. Бывшие республики СССР стремились добиться максимальной независимости друг от друга. И для достижения этой независимости готовы были поступиться обременительными элементами содружества. И хотя среди ряда влиятельных российских политических гуру непозволительно долго торжествовало ошибочное убеждение в том, что "куда они от нас денутся", - уже к середине 90-х стало ясно: национальные интересы предопределяли поиск самостоятельных путей развития. Равно как и новых политических объединений на постсоветском пространстве.
Готовясь отмечать 25-летие СНГ в следующем году, надо отдавать себе отчет в том, что первоначальный замысел авторов этой организации претерпел серьезные изменения. "Одних уж нет, а те далече". Создание Евразийского экономического союза, готового открыть свои двери не только для постсоветских государств, - очевидное тому доказательство. И весьма примечательно, что новая организация, имеющая и некоторые наднациональные полномочия, четко декларирует их экономический характер. Нурсултан Абишевич Назарбаев, президент Казахстана, который еще в 1994 году выступил как идеолог Евразийского пространства, тем не менее весьма определенно высказался против того, чтобы компетенции ЕврАзЭС распространялись на гуманитарно-духовную сферу. И такая позиция далеко не случайна.
В строительстве национальных государств язык, культура, история играли определяющую роль, они формировали духовный фундамент самостоятельного развития. А это, в свою очередь, влияло на содержание учебников в системе общего и высшего образования. При том, что учебники и учебные пособия по естественным наукам в 90-е годы прошлого века нередко переписывались учеными и педагогами всех постсоветских стран еще по советским оригиналам, - в сфере гуманитарного знания каждая страна создавала свою версию прошлого, пыталась раскрыть уникальность своей культуры, найти свой путь в мировую культуру.
Парадокс заключался в том, что сразу после самороспуска СССР именно видные представители интеллигенции новых государств призывали к сохранению общего гуманитарного пространства, связанного с русской культурой. На протяжении 90-х годов в Минске, в штаб-квартире СНГ шли дискуссии о том, что могут сделать лидеры культурного, научного, образовательного сообществ для сохранения тех глубинных связей, разрыв которых, по общему мнению, был бы губителен. Не скрою, было много иллюзорных представлений о том, что можно сохранить некий "гуманитарный Советский Союз", - но и эти иллюзии, именно в силу своего прекраснодушия, быстро разбились о суровую реальность политического и экономического бытия. И хотя Исполком СНГ приложил немало усилий, чтобы сформировать отраслевые органы сотрудничества в гуманитарной сфере - советы министров культуры, образования, спорта, коммуникаций, руководителей государственных информационных агентств и т.д., стало ясно, что этого недостаточно.
В 2005 году по инициативе Виктора Садовничего, Кирилла Лаврова, Богдана Ступки, Полада Бюльбюль оглы, Михаила Ульянова, Джахан Поллыевой и автора этих строк было решено обратиться к главам государств СНГ с предложением провести Форум научной и творческой интеллигенции. И хотя на первом форуме, который в МГУ открывал президент Российской Федерации В.В. Путин, ностальгия превалировала над осмыслением возможного будущего, его участникам стало ясно, что это именно та площадка, где можно обсуждать "погоду на завтра", где вполне уместно сформулировать общественный запрос на последующие действия властей в гуманитарной сфере. В результате решений первого форума был создан Совет по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ, которым удалось реализовать несколько сотен совместных проектов.
Но за четверть века, прошедших после распада СССР, новые государства привыкли жить самостоятельно, своими представлениями о настоящем и будущем. Народились новые поколения, которые начисто лишены "социалистического сентиментализма". И если мы хотим, чтобы гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве имело историческую перспективу, нужно помочь молодежи в реализации новых крупных совместных проектов в культуре, науке, образовании, которые позволят им раскрыть свои таланты и удовлетворить свои амбиции. В ином случае они будут искать партнеров и средства за пределами СНГ. Чтобы избежать этого, нужны не только деньги и добрые намерения, - нужны качественно новые идеи развития. Надеюсь, что о них и пойдет речь в Астане.