Позицию Вашингтона озвучил спецпосланник США по КНДР Сон Ким, который принял участие в слушаниях в Комитете по иностранным делам Сената Конгресса США.
"Прежде всего, что касается заявления Северной Кореи, предлагающего начать обсуждение возможности заключения мирного договора. У нас нет заинтересованности вступать в какие бы то ни было подобные обсуждения", - заявил Ким, повторив прежний подход США о необходимости реальных шагов Пхеньяна в сторону ядерного разоружения как предварительное условие каких-либо контактов. "Если мы все же начнем вести какие-либо переговоры с Северной Кореей, то главной темой должно стать ядерное разоружение", - добавил он.
Таким образом возникла патовая ситуация, когда США и КНДР выступают с диаметрально противоположных позиций без каких-либо намеков на возможный компромисс. КНДР недавно заявила, что не будет вести переговоры по денуклеаризации, но настаивает на заключении мирного договора. Вашингтон же уверен, что делать все надо в обратном порядке - сначала отказ от ядерной программы, а только потом какие-либо переговоры, да и то без гарантий, что сам договор будет подписан.
Пхеньян и Вашингтон при этом постоянно обвиняют друг друга во враждебности, оправдывая свои действия провокациями оппонента. КНДР считает, что США постоянно готова напасть на нее, а потому ядерное оружие - единственный способ сдерживания агрессии Вашингтона, последний же утверждает, что КНДР сама агрессор, который к тому же имеет ядерное оружие.
Сон Ким также добавил, что США намерены продолжить давление на КНДР как в одностороннем порядке, так и с привлечением союзников, а также на мировой арене. В качестве наиболее действенных инструментов были названы санкции, которые, по мнению Кима, надо усилить, а также "давление по самым разным направлениям".
Примечательно, что и Южная Корея одновременно заявила о необходимости давления на КНДР. В ходе одного из форумов в Вашингтоне посол Республики Корея при ООН О Чжун отметил следующее: "Как мы видели из примеров Ирана и Ливии, сначала может казаться, что санкции не оказывают влияния, но если продолжать их придерживаться, то они в итоге скажутся на жизни народа и продемонстрируют свою эффективность". Южнокорейский дипломат призвал международное сообщество продолжить давление на КНДР путем санкций и обсуждения темы нарушения прав человека в Северной Корее.
Таким образом, как сейчас очевидно, основные участники дружно демонстрируют неуступчивость, повторяя одни и те же фразы и надеясь, что, в конце концов, оппонент уступит. Получается, что Вашингтон и Сеул оставили без внимания мирный настрой Пхеньяна, который ранее намекал на намерение провести ракетные испытания, но в итоге как минимум отложил их на неопределенный срок. Позиции сторон сейчас слишком далеки, чтобы можно было увидеть возможность компромисса. Кроме того, не следует забывать, что через год в США пройдут следующие президентские выборы, а потому руководству Соединенных Штатов будет не до инициатив и творческого подхода во внешней политике.
Сеул же, судя по словам посла Южной Кореи в ООН, тоже хочет "дожать" КНДР, хотя приведенный южнокорейским дипломатом пример Ливии, мягко говоря, не самый удачный. Многие эксперты уверены, что если бы Каддафи не согласился "сдать" свою ядерную программу, то в итоге сейчас был бы жив, так как на страну с ядерным оружием мало кто осмелится нападать. КНДР же, как видно, хорошо усвоила "ливийский урок", а потому не намерена расставаться со своими ядерными арсеналами.