Что это будут за варианты, пока до конца не ясно. Однако, памятуя о печальной судьбе еще двух масштабных проектов - протянуть к аэропорту ветку метро и пустить легкорельсовый трамвай, возникает вопрос: заинтересованы ли чиновники вообще в прокладке новых магистралей к воздушным воротам города? А если да, почему ни одна из идей до сих пор не реализована? По мнению экспертов, проблема не в том, что у Смольного слишком грандиозные планы, а в том, что их нет вовсе.
Напомним, Петербург просил на аэроэкспресс 10 миллиардов. Это была уже третья попытка заполучить государственное финансирование скоростных электричек в аэропорт - и вновь провальная. Причем никакого детального плана городские чиновники так и не предложили. Единственное, что до сих пор известно о несостоявшемся экспрессе, он должен был ходить с Балтийского вокзала с двумя остановками в пути и обойтись почти в 15 миллиардов рублей. Оставшиеся пять миллиардов Смольный обещал предоставить на основе государственно-частного партнерства.
На такое легкомысленное отношение к столь масштабному начинанию обратили внимание и в Госдуме. Так, депутат Дмитрий Ушаков обратился к вице-губернатору города Игорю Албину с настоятельной просьбой уточнить, зачем Петербургу так нужен аэроэкспресс и знают ли местные власти, что с ним потом делать? Среди прочего прозвучали резонные вопросы: располагает ли Смольный конкретными цифрами, сколько будет стоить билет, какова предполагаемая величина пассажиропотока, будет ли рентабельным новый вид транспорта? Ответ так и не был получен, а тем временем в Москве уже решили вопрос - не в пользу Северной столицы.
Впрочем, даже после отказа в Смольном нашлись оптимисты. Например, глава транспортной дирекции ЧМ-2018 Терентий Мещеряков, заявивший, что железная дорога в Пулково обязательно будет построена, так как аэроэкспресс нужен и важен для города.
Интересно, что это сказал человек, ответственный за решение транспортных проблем к чемпионату мира по футболу, в то время как высокопоставленные чиновники Смольного еще летом дали понять: к 2018 году построить ветку до аэропорта просто не успеют. Сейчас, правда, в аппарате Албина заявляют, что с проектными работами можно справиться всего за восемь месяцев, а с монтажом дороги - за полтора года. Но, зная, как в Петербурге не соблюдают сроки строительства, есть вероятность, что остановиться в итоге придется на бюджетном варианте - обустроить выделенные полосы для автобусов на дорогах общего пользования.
- Вопрос сообщения города с аэропортом Пулково, безусловно, актуален. Однако, когда речь заходит о конкретных решениях, дискуссия уклоняется в область догадок и перестает быть конструктивной, - отмечает замдиректора института территориального планирования "Урбаника" Александр Холоднов. - Здесь необходимо всестороннее исследование с расчетами транспортных потоков. К сожалению, с подобными материалами на примере Петербурга мне встречаться не доводилось. В итоге, вместо цифр и фактов, начинаются апелляции к экспертным мнениям. Я, например, по своему опыту могу сказать, что в Екатеринбурге и Казани аэроэкспрессы ходят пустые.
По мнению эксперта, у города на Неве по сей день нет четкой стратегии развития транспортной системы:
- Пару лет назад была разработана стратегия развития метрополитена с конкретными направлениями и станциями. А этим летом приняли городской генплан, и все в нем оказалось по-другому - одни станции исчезли, другие появились из ниоткуда. Получается, в городе нет единого документа, где были бы прописаны все аспекты развития транспорта, а правая рука не знает, что делает левая.
Аэроэкспресс
Предпроектные работы были проведены еще в 2011 году. Тогда речь шла о пяти километрах двухпутной дороги, отходящей от существующей линии. Отправляться экспресс должен был с Балтийского вокзала. Цена вопроса - 14,75 миллиарда рублей. Власти уверяют, что расходы можно сократить, построив вместо двух путей одноколейку, а две остановки - Ленинский проспект и Броневая - сделают аэроэкспресс популярным среди горожан.
Легкорельсовый трамвай
Должен был идти от Московского вокзала, но затем маршрут решили сократить и пустить трамвай до станций метро "Звездная" и "Купчино". При шести остановках по дороге путь от Пулково до метро должен был занять около 20 минут. Цена вопроса - около 15 миллиардов рублей.
Легкое метро
Протянуть ветку до Пулково думали от станции "Проспект Ветеранов" Кировско-Выборгской линии, связывающей почти все железнодорожные вокзалы Петербурга, кроме Ладожского. В дальнейшем метро собирались вывести на поверхность и довести линию до города Южного в Пушкинском районе. Цена вопроса - 42 миллиарда рублей.
Алексей Палин, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- Для меня затея с аэроэкспрессом всегда была загадкой. Понятно же, что проезд в нем будет значительно дороже, чем в общественном транспорте. То же самое относится и к легкорельсу. Отсюда остро встает проблема заполняемости: кто согласится платить втридорога за дорогу к Пулково? Я, например, с самого начала предлагал пустить к аэропорту обычный трамвай от Московского вокзала. Пока у нас не до конца понятна система планирования транспортной инфраструктуры - правда, в последнее время ситуация улучшилась. Тем не менее 2018 год уже упущен, хотя именно в преддверии чемпионата мира можно было получить федеральные деньги на тот или иной проект. Но почему никто не предложил просто пустить трамвай?