21.10.2015 12:39
    Поделиться

    Нужен ли Петербургу аэроэкспресс

    После отказа федеральных властей финансировать аэроэкспресс до Пулково Смольный бросился искать частных инвесторов, готовых оплатить дорогостоящую железнодорожную линию. Уже через неделю профильные комитеты должны предоставить "варианты финансовой модели и организационно-правового механизма концессии".

    Что это будут за варианты, пока до конца не ясно. Однако, памятуя о печальной судьбе еще двух масштабных проектов - протянуть к аэропорту ветку метро и пустить легкорельсовый трамвай, возникает вопрос: заинтересованы ли чиновники вообще в прокладке новых магистралей к воздушным воротам города? А если да, почему ни одна из идей до сих пор не реализована? По мнению экспертов, проблема не в том, что у Смольного слишком грандиозные планы, а в том, что их нет вовсе.

    Напомним, Петербург просил на аэроэкспресс 10 миллиардов. Это была уже третья попытка заполучить государственное финансирование скоростных электричек в аэропорт - и вновь провальная. Причем никакого детального плана городские чиновники так и не предложили. Единственное, что до сих пор известно о несостоявшемся экспрессе, он должен был ходить с Балтийского вокзала с двумя остановками в пути и обойтись почти в 15 миллиардов рублей. Оставшиеся пять миллиардов Смольный обещал предоставить на основе государственно-частного партнерства.

    На такое легкомысленное отношение к столь масштабному начинанию обратили внимание и в Госдуме. Так, депутат Дмитрий Ушаков обратился к вице-губернатору города Игорю Албину с настоятельной просьбой уточнить, зачем Петербургу так нужен аэроэкспресс и знают ли местные власти, что с ним потом делать? Среди прочего прозвучали резонные вопросы: располагает ли Смольный конкретными цифрами, сколько будет стоить билет, какова предполагаемая величина пассажиропотока, будет ли рентабельным новый вид транспорта? Ответ так и не был получен, а тем временем в Москве уже решили вопрос - не в пользу Северной столицы.

    Впрочем, даже после отказа в Смольном нашлись оптимисты. Например, глава транспортной дирекции ЧМ-2018 Терентий Мещеряков, заявивший, что железная дорога в Пулково обязательно будет построена, так как аэроэкспресс нужен и важен для города.

    Интересно, что это сказал человек, ответственный за решение транспортных проблем к чемпионату мира по футболу, в то время как высокопоставленные чиновники Смольного еще летом дали понять: к 2018 году построить ветку до аэропорта просто не успеют. Сейчас, правда, в аппарате Албина заявляют, что с проектными работами можно справиться всего за восемь месяцев, а с монтажом дороги - за полтора года. Но, зная, как в Петербурге не соблюдают сроки строительства, есть вероятность, что остановиться в итоге придется на бюджетном варианте - обустроить выделенные полосы для автобусов на дорогах общего пользования.

    - Вопрос сообщения города с аэропортом Пулково, безусловно, актуален. Однако, когда речь заходит о конкретных решениях, дискуссия уклоняется в область догадок и перестает быть конструктивной, - отмечает замдиректора института территориального планирования "Урбаника" Александр Холоднов. - Здесь необходимо всестороннее исследование с расчетами транспортных потоков. К сожалению, с подобными материалами на примере Петербурга мне встречаться не доводилось. В итоге, вместо цифр и фактов, начинаются апелляции к экспертным мнениям. Я, например, по своему опыту могу сказать, что в Екатеринбурге и Казани аэроэкспрессы ходят пустые.

    По мнению эксперта, у города на Неве по сей день нет четкой стратегии развития транспортной системы:

    - Пару лет назад была разработана стратегия развития метрополитена с конкретными направлениями и станциями. А этим летом приняли городской генплан, и все в нем оказалось по-другому - одни станции исчезли, другие появились из ниоткуда. Получается, в городе нет единого документа, где были бы прописаны все аспекты развития транспорта, а правая рука не знает, что делает левая.

    "Пулковские" проекты Смольного:

    Аэроэкспресс

    Предпроектные работы были проведены еще в 2011 году. Тогда речь шла о пяти километрах двухпутной дороги, отходящей от существующей линии. Отправляться экспресс должен был с Балтийского вокзала. Цена вопроса - 14,75 миллиарда рублей. Власти уверяют, что расходы можно сократить, построив вместо двух путей одноколейку, а две остановки - Ленинский проспект и Броневая - сделают аэроэкспресс популярным среди горожан.

    Легкорельсовый трамвай

    Должен был идти от Московского вокзала, но затем маршрут решили сократить и пустить трамвай до станций метро "Звездная" и "Купчино". При шести остановках по дороге путь от Пулково до метро должен был занять около 20 минут. Цена вопроса - около 15 миллиардов рублей.

    Легкое метро

    Протянуть ветку до Пулково думали от станции "Проспект Ветеранов" Кировско-Выборгской линии, связывающей почти все железнодорожные вокзалы Петербурга, кроме Ладожского. В дальнейшем метро собирались вывести на поверхность и довести линию до города Южного в Пушкинском районе. Цена вопроса - 42 миллиарда рублей.

    Комментарий

    Алексей Палин, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

    - Для меня затея с аэроэкспрессом всегда была загадкой. Понятно же, что проезд в нем будет значительно дороже, чем в общественном транспорте. То же самое относится и к легкорельсу. Отсюда остро встает проблема заполняемости: кто согласится платить втридорога за дорогу к Пулково? Я, например, с самого начала предлагал пустить к аэропорту обычный трамвай от Московского вокзала. Пока у нас не до конца понятна система планирования транспортной инфраструктуры - правда, в последнее время ситуация улучшилась. Тем не менее 2018 год уже упущен, хотя именно в преддверии чемпионата мира можно было получить федеральные деньги на тот или иной проект. Но почему никто не предложил просто пустить трамвай?

    Поделиться