Инвесторам Южного Урала не дали отсрочку по налогам

Экспертиза исполнения регионального закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области" показала: такая мера господдержки, как инвестиционный налоговый кредит, на Южном Урале работает лишь на бумаге.

Напомним, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям при уплате налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного до пяти лет. Сэкономленные в результате средства можно направить на развитие бизнеса, инвестировать в новые перспективные проекты.

Несмотря на то что такая форма господдержки предусмотрена областным законом, на деле воспользоваться ею бизнес не может: в регионе до сих пор не определен даже уполномоченный орган, который вправе предоставлять такую преференцию. По логике, это должно быть профильное областное министерство. Однако в самом ведомстве отношение к налоговым кредитам неоднозначное.

- Их предоставление может привести к дальнейшему росту дефицита областного бюджета, - считает и.о. министра экономического развития Челябинской области Сергей Смольников. - Дело в том, что банковские кредиты для покрытия дефицита бюджета привлекаются по кредитным ставкам, которые выше предельного процента, устанавливаемого по инвестиционным налоговым кредитам. А это значит, что на выходе мы получим прямые убытки областной казны.

С главой минэкономразвития не согласен председатель комитета по экономической политике Заксобрания Челябинской области Константин Захаров. Говорить о выпадающих доходах областного бюджета преждевременно и вообще не совсем верно, убежден он, ведь налоговый кредит не является формой безвозмездной помощи бизнесу и не относится к разряду льгот, когда происходит снижение, а то и обнуление налоговых ставок. В данном случае речь идет лишь об отсрочке платежей в бюджет, причем предусмотрены проценты за пользование этими деньгами.

Таким образом, поправить финансовое положение компании мера не поможет, зато позволит вывести ее реальную прибыль из тени. Ни для кого не секрет, что бизнес в последние годы научился администрировать налог на прибыль: согласно финансовым отчетам некоторых предприятий, им удается держаться на плаву, по 5-7 лет работая в убыток, что в принципе невозможно. По данным Челябинскстата, по итогам первого полугодия 2015-го почти треть организаций (32,9 процента) в Челябинской области убыточна.

- Всем понятно, что это та категория бизнеса, которая просто не платит налоги. Но рано или поздно для компаний встанет вопрос развития, и тогда прибыль уже не сможет стать для них источником инвестиций. Выдача налогового кредита поможет предприятиям легализовать свою прибыль, в результате государство только выиграет, - считает Константин Захаров.

По словам экспертов, в настоящее время отсрочкой налоговых выплат в России пользуется весьма ограниченный круг предпринимателей, и вряд ли этот вид господдержки станет массовым. Но он востребован. По всей видимости, в региональный перечень получателей отсрочки войдут организации, реализующие приоритетные инвестпроекты в производственной сфере, и это будут отнюдь не новички в бизнесе.

- Инвестиционный налоговый кредит интересен действующим компаниям, регулярно осуществляющим налоговые отчисления, - говорит директор Агентства инвестиционного развития Челябинской области Анатолий Лобко. - Этот инструмент позволит твердо стоящим на ногах компаниям, не имеющим задолженности перед государством, использовать еще одну возможность для своего развития.

По его словам, со стороны инвесторов интерес к отсрочке налоговых выплат растет.

- В нынешних экономических условиях для инвесторов это будет глоток свежего воздуха, - считает и гендиректор компании по финансовому консалтингу и привлечению инвестиций Сергей Колобов. - Сегодня мы много говорим об импортозамещении, но нужно понимать, что каждый такой проект требует солидных денежных вливаний со стороны бизнеса. В условиях затрудненного доступа к банковским кредитам нужны новые источники восполнения инвестиционных потоков.

Справка "РГ"

Закон "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области" действует на протяжении 13 лет. С 2012 года основным его инструментом стал Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестклимата, которым предусмотрено предоставление областных субсидий, инвестиционных налоговых кредитов, областных гарантий, а также льготной аренды областного имущества и земельных участков, однако в прошлом году такие формы господдержки южноуральскому бизнесу не предоставлялись.