Как показывает жизнь, в условиях технологической изоляции быстрее, нежели раньше, выстраиваются кооперативные связи между промышленниками, научно-исследовательскими центрами и вузами, чья специализация связана с добычей углеводородов и нефтегазовым машиностроением. Однако препятствий, разобщенности, недопонимания еще хватает.
Для начала необходимо трезво оценить позиции, занимаемые в секторе обслуживания нефтегазовых компаний отечественными и зарубежными предприятиями. Последние оказывают приблизительно половину услуг. Что непозволительно много, близко к критической черте, подчеркивает руководитель ЗапСибБурНИПИ, филиала НПЦ "Недра", доктор наук Яраги Курбанов. Для сравнения: в США, Канаде, КНР в данном рыночном сегменте иноземных игроков на порядок меньше. А рынок, надо сказать, немаленький: в прошлом году в РФ объем таких услуг оценен в 27,5 миллиарда долларов. Еще больше импорта - около 70 процентов - приходится на поставки оборудования и материалов. Их совокупная стоимость, к сведению, превышает 400 миллиардов рублей.
За последнюю четверть века немало позиций целиком или большей частью сдано. СССР экспортировал так называемые забойные двигатели - теперь сами их в основном закупаем. Каждое второе долото - импортное. Разучились делать смолы, выпуск акриловых полимеров забросили. Буровых станков собираем до обидного мало, зато все больше закупаем в Китае. Материальные и интеллектуальные компоненты для многоступенчатого гидроразрыва пласта, который сегодня во многом определяет интенсификацию добычи углеводородов, западные. Лишение российского ТЭК доступа к технологиям в сфере трудноизвлекаемых и арктических запасов вынуждает корректировать в сторону уменьшения планы добычи сланцевой нефти и освоения месторождений на шельфах ледовитых морей.
- Явственна угроза атрофии в нефтегазовом машиностроении, потеря веры представителей инженерно-технического корпуса в собственные силы. Но пока еще потери восполнимы. Санкции дали нам дополнительный шанс развернуть корабль в другую сторону. Однако надо четко определиться с координатами движения и инструментами, - говорит Яраги Курбанов.
По его мнению, административное выдавливание с рынка западных компаний само по себе не панацея. Полезнее создавать с ними совместные предприятия. В любом случае следует ориентироваться на передовой зарубежный опыт. А он, в частности, убеждает в высокой эффективности малых и средних предприятий - промысловых и сервисных. Их удельный вес в США и Канаде в десятки раз превышает долю "малышей" в российском ТЭК. Доминирование вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) отнюдь не способствует генерированию новых идей и технологий.
Не обойтись, убежден Яраги Курбанов, без профильной федеральной программы производства бурового оборудования, укрепления нефтесервисного сектора. Причем документ должен быть предельно конкретным: с указанием разработчиков, потенциальных потребителей, с прицелом на создание консорциумов, куда войдут сильные вузы, отраслевые НИИ, научно-исследовательские центры, промышленные предприятия.
Задача снизить к 2020 году отраслевую зависимость от импорта до 40 процентов трудновыполнима без обеспечения ряда условий, в первую очередь финансового стимулирования, считает доктор технических наук, профессор Анатолий Киреев. Тем не менее, уверяет он, решительный разворот возможен.
Обнадеживает пример возглавляемой профессором тюменской нефтесервисной компании "Югсон-Сервис". Ее многочисленные заказчики базируются в десятках регионов страны, в ближнем зарубежье. Идут переговоры о бизнес-сотрудничестве с Ираном, Кувейтом, ОАЭ, Суданом, Венесуэлой, завязывается совместный проект с Канадой. Некоторые изделия покупают мощные конкурирующие фирмы, такие как "Шлюмберже". На территории РФ пока два сервисных центра, будет четыре. В общем, компания доказывает, что отечественное предприятие, опираясь на идеи доморощенных специалистов, на собственные ноу-хау, способно соответствовать мировому уровню. Единственный условный минус, который еще вчера был жирным плюсом, - станочный парк "из-за бугра". Увы, в стране пока достойной альтернативы нет. А если из принципа от европейских обрабатывающих центров отказаться, потеря конкурентоспособности неизбежна.
- Мы, по сути, всегда занимались импортозамещением. Только называли процесс по-другому: создание аналогов, не уступающих западным образцам. Заместить и изготовить в соответствии с высокими стандартами - не всегда одно и то же, - замечает Анатолий Киреев.
В компании понимают зависимость от качества кадров, поэтому действуют в тесной связке с профильным вузом. Будущих сотрудников опекают с первых курсов: в ходе занятий знакомят с оборудованием, технологиями, в цехах они проходят практику. Мастера предприятия читают студентам лекции.
Другой образец слияния производства с учебными аудиториями - кафедра метрологии Тюменского госуниверситета расположилась на территории завода "Нефтемаш".
- Совместными усилиями, с активным участием десятков студентов построен потрясающий по своим характеристикам научно-испытательный стенд, - делится новостью директор университетского технопарка Евгений Голубев.
А экспериментальный завод буровой техники, основанный несколько лет назад при Тюменском нефтегазовом университете по постановлению федерального правительства, уже налаживает контакты с ведущими западными сервисными компаниями. Им интересен проектный портфель опытного предприятия. В нем, к примеру, 45-миллионый бюджетный грант на разработку стыка, обеспечивающего одновременный доступ в основной и боковой стволы в многоствольных скважинах. Производственная фирма из Перми "Сокол", выиграв государственный конкурс на субсидирование высокотехнологичных производств, доверила тюменским конструкторам изготовление автоматической линии по нанесению сверхэффективного защитного покрытия на роторы для винтовых забойных двигателей. Поверхность роторов, по задумке, станет идеально гладкой, с зеркальным отливом, что увеличит срок службы механизма сразу в 10-12 раз. По условиям контракта, пермский заказчик получит технологический продукт, а собственно опытное производство останется на базе университета.
Как мы видим, перспективные проекты финансируют как бюджет - в рамках реализации федеральных целевых программ, так и частные компании. В их числе "Лукойл". Заместитель гендиректора "Лукойл-инжиниринг" "Когалым НИПИнефть" Виктор Шкандратов свидетельствует:
- У компании обширная программа сотрудничества с профильными вузами, включая Тюменский нефтегазовый университет. Передали ему целое направление исследовательских работ, в том числе в сфере импортозамещения. Поводов для разочарований нет, союз довольно успешный.
Университет как один из ключевых участников коалиции по разработке прорывных технологий способен взять на себя и роль координатора, полагает Анатолий Киреев. Важно избежать дублирования, суеты, трат напрасных, нецелевых. И на этом общем фронте добывающим компаниям не пристало изображать из себя капризных наблюдателей.
- До сих пор нередко сталкиваемся с надменной позицией нефтяников: "Ну ладно, изобретатели, покажите, что там у вас, посмотрим, подумаем - может, приобретем". Разве не очевидна необходимость партнерского участия ВИНКов в софинансировании, в проведении опытно-промысловых испытаний? - задается вопросом профессор Киреев. - Бюджет вряд ли обеспечит гарантированные инвестиции в разработку технологий нефтесервисными предприятиями, университетами. Поручится государство хотя бы за надежное грантовое обеспечение, и то будет чудесно. У сервисников, как правило, свободных оборотных средств нет, кредиты недоступны. Уж коли рисковать, так, наверное, вместе. А то, чего доброго, в ожидании лучших времен и технологий останемся у разбитого корыта.
Глупо мечтать о восстановлении инновационного потенциала отрасли одним махом, на это уйдут годы, предупреждает членкор РАН, замдиректора по науке академического Института проблем нефти и газа Василий Богоявленский. В числе самых острых проблем ученый называет потерю в значительной степени кадрового потенциала, забюрократизированность государственных газо- и нефтедобывающих предприятий, боязнь допустить к недрам малый бизнес. Между тем, по прогнозам геологов, на территории Ямала в ближайшие годы будут наверняка открыты тысячи залежей со скромными запасами углеводородов. Для больших компаний они совсем неинтересны - им хватает крупных и сверхкрупных месторождений, но при создании определенных условий за разработку охотно возьмутся малые предприятия, полагает Богоявленский. Ни бог, ни царь и ни герой условия не создадут: только государство, не идущее на поводу у акул сырьевого бизнеса.