Многие москвичи, воспитывающие малышей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую не знают, где и как им лучше всего развивать ребенка, чтобы его поняли и он не чувствовал себя не таким, как все. Для оказания помощи таким семьям в разных районах столицы созданы службы ранней помощи для детей с такими нарушениями как синдром Дауна, аутизм и другие, а также для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Посещать занятия могут и малыши из так называемой группы риска: с высокой долей появления отклонений в будущем, из неблагополучных семей, где родители страдают от алкоголизма и наркотиков.
Развивающие "уроки", как правило, проходят не реже двух раз в неделю. Возраст воспитанников - от 1,5 до 7 лет. В основном малыши занимаются в небольших группах, а если потребуется, посещают еще индивидуальные занятия. В территориальном отделении психолого-педагогического центра "Некрасовка", где побывал корреспондент "РГ", в трех подгруппах сейчас занимаются 16 детей, при этом еще есть вакантные места. На каждом занятии вместе с детьми присутствуют их мамы и работают три специалиста: логопед, психолог и социальный педагог. Одно занятие длится 45 минут. За это время дети успевают и поиграть, и послушать сказки, и сделать аппликацию... Все в игровой и ненавязчивой форме, без современных гаджетов и интерактивных досок. Педагоги уверены, что развиваться ребенок может и без дорогих устройств и игрушек, главное в этом деле - фантазия и желание. Если эти "ингредиенты" учтены, придумать "умную" игру можно с чем угодно - из крышек, банок, ткани, бумаги и даже макарон. Например, дети могут собрать осенний букет из листьев деревьев, а главное - посмотреть, потрогать и послушать, как они шуршат.
- Мы хотим их научить работать руками, чтобы развивалась моторика, а значит и речь, - пояснила "РГ" учитель-логопед Елена Мохирева. - К планшетам они привыкнут и без нас.
По словам педагога-психолога Ирины Тимошенко, занятия в службах ранней помощи помогают детям убрать психологический барьер в общении со сверстниками.
- Работать с малышами, имеющими особенности в развитии, нелегко, - говорит Тимошенко. - Но это все уходит на второй план, если, конечно, педагог горит желанием заниматься с маленькими детьми и получает от общения с ними истинное удовольствие.
После занятий педагоги выделяют немного времени для неформального общения: у детей есть возможность вместе поиграть, а у родителей - обсудить общие проблемы и вопросы воспитания. Не против этого и москвичка Дана Филимонова, которая водит на уроки в "Некрасовку" свою дочку Дарину, которой сейчас год и девять месяцев. Каждого занятия девочка ждет с нетерпением: едва проснувшись, сразу бежит к двери и просится к деткам.
- Самое важное, что ребенок находится в социуме, общается со сверстниками и строит с ними взаимоотношения, - поделилась впечатлениями Дана Филимонова. - Мы посещаем групповые и индивидуальные занятия, где с дочкой занимаются профессиональные специлисты - логопед и дефектолог.
В службе ранней помощи, считает Дана Филимонова, дочь получит больше пользы, чем в детском саду. "Там на 30 человек один воспитатель, - говорит Филимонова. - Здесь же другой темп: занятия проходят очень интенсивно, занята каждая минута".
По словам педагогов, в конце учебного года каждому ребенку, посещающему службу, предстоит пройти итоговую диагностику. И если потребуется, воспитанник продолжит ходить на занятия.
Кстати
Чтобы устроить ребенка в службу ранней помощи, родителям нужно записаться по телефону на консультацию в территориальное отделение городского психолого-педагогического центра. По итогам встречи его сотрудники примут решение о зачислении.
Адреса служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями