21.10.2015 22:50
    Поделиться

    Сергей Иванов объяснил, что вынудило РФ вмешаться в сирийский конфликт

    У России при проведении военной операции в Сирии нет никаких внешнеполитических амбиций. Об этом заявил глава президентской администрации Сергей Иванов в интервью проекту ТАСС "Первые лица".

    По его мнению, мир сейчас переживает переломный момент. "С одной стороны, есть общепризнанные институты вроде Совета Безопасности ООН, без которых было бы совсем плохо, с другой - отдельные страны, именующие себя носителями эталонной демократии, демонстративно попирают международное право", - говорит Иванов. "Для них законы не писаны, точнее, они признают единственный: кто сильнее, тот и прав. Все это очень опасно. Мы ведь живем не в джунглях, никому не позволено разрушать миропорядок", - поясняет он. И в этом смысле Сирия является лакмусовой бумажкой. Россия сочла возможным ответить на просьбу законного руководства Сирии помочь ему в борьбе с террористами различных мастей, напомнил Иванов, так как ситуация стала нетерпимой. "Помню, как американские партнеры и коллеги в конце нулевых годов терпеливо объясняли мне, что очень важно принести демократию на ближневосточные земли. Принесли... Результаты видит весь мир", - пояснил предысторию этого решения Иванов, напомнив о том, что сейчас происходит в Афганистане, Ливии, Ираке.

    Есть и еще один аргумент в пользу того, почему Россия вынуждена была вмешаться в сирийский конфликт. "Как вы, очевидно, слышали, в рядах ИГИЛ воюют тысячи выходцев из России и стран СНГ. Прикажете ждать, пока они там потренируются и спокойненько вернутся домой?" - говорит Сергей Иванов. Указал он и на опасности, связанные с массовым притоком беженцев в Европу. "Вы что думаете, среди них нет так называемых слипперов, "спящих" агентов и террористов, которые отправляются в Старый Свет, чтобы где-нибудь неприметно устроиться, затаиться и ждать? - сказал глава кремлевской администрации. - В назначенный час они выйдут из тени и сыграют хорошо им знакомую роль".

    Говоря непосредственно о Сирии, Иванов еще раз подтвердил: участие российских военнослужащих в наземной операции не планируется, а аэродром, откуда вылетают российские самолеты, находится под очень серьезным уровнем защиты, существующие риски учтены, превентивные меры приняты. Боевые самолеты и некоторые спецподразделения вооруженных сил были отправлены в Сирию заблаговременно, а то, что представители власти не подтверждали и не опровергали эту информацию, вполне законная международная практика. Финальная стадия обсуждения операции в Сирии проходила на заседании Совбеза поздним вечером 29 сентября.

    Операция в Сирии ни в коем случае не является попыткой отвлечения внимания от ситуации на востоке Украины, подчеркнул Иванов, "нелепо опровергать досужие разговоры". Он уверен, что восстановление отношений между Россией и Украиной начнется рано или поздно. Когда именно? "Понимаете, не все от нас зависит. Если другая сторона не хочет, не будешь ведь заставлять. Это не наш метод..." - говорит Иванов. Сейчас ситуация, безусловно, лучше, чем год назад, на Донбассе по крайней мере нет активных боестолкновений. Без политического урегулирования проблему не решить, на авансцену выходит выполнение Минских договоренностей в полном объеме. Цель - определить модальность, правила игры и в конечном счете провести выборы по украинскому законодательству, чтобы жители Донбасса почувствовали: их права железобетонно защищены, в том числе международными гарантиями и обязательствами.

    Все необходимые антикоррупционные законодательные акты в России приняты, считает Иванов, дело за их строгим соблюдением. Другой вопрос, признает он, что помимо прямой коррупции у нас по-прежнему очень неблагополучно с так называемым конфликтом интересов. Сплошь и рядом происходят ситуации, когда тендеры и конкурсы выигрывают аффилированные с тем или иным чиновником структуры. 6 октября, напомнил Иванов, президент подписал закон, четко определяющий, что такое конфликт интересов госслужащих, как его избегать и что обязан делать чиновник в случае, если есть угроза возникновения конфликтной ситуации. По сути же закон заработал еще до своего вступления в силу. Президиум президентского совета по борьбе с коррупцией уже рассматривает обращения чиновников, информирующих о том, что у них при определенных обстоятельствах возможно возникновение конфликта интересов. Рассмотрение проходит по каждому конкретному случаю в непубличном режиме. Рассматриваются там и ситуации, когда чиновник после ухода с поста хочет продолжить работу в компании, с которой был связан по вопросам госслужбы. Постепенно антикоррупционное поведение становится нормой, уверен глава кремлевской администрации, контроль стал жестче, в том числе со стороны рядовых граждан, которые находят способ заявить об увиденных нарушениях.

    Борьба с коррупцией не кампанейщина и не PR-акция, с помощью которой власть пытается заработать дополнительные очки и повысить популярность, пояснил Сергей Иванов. Если есть основания, человеку предъявляют обвинение без оглядки на его пост или статус. Неприкасаемых в антикоррупционной деятельности нет, "иначе губернаторов не арестовывали бы, а решали бы их судьбу как-то подковерно". При этом сама администрация президента не является органом, принимающим решения о возбуждении уголовного дела в отношении губернаторов и других высокопоставленных чиновников. Так, например, о недавнем задержании главы Республики Коми Вячеслава Гайзера Иванов узнал из новостей. "Никто заранее не информировал меня, не советовался, можно ли проводить спецоперацию, если вы об этом, - пояснил он. - Не надо думать, будто все решается в Кремле. Многое, но не все". Администрация президента анализирует поданные высокопоставленными чиновниками декларации о доходах и имуществе, но "подозрение еще не доказательство, а администрация президента не Следственный комитет".

    Личное

    Объяснил Сергей Иванов и то, почему он до сих пор не называет страны, в которых работал в качестве разведчика. "Сейчас, конечно, это уже не такая тайна, но определенную этику никто не отменял, - сказал он. - По закону все секреты в разведке раскрывают только через 75 лет после события. Мой срок еще не вышел".

    Из-за этого и из-за распространенности фамилии порой случаются курьезные случаи. Как рассказал Иванов, когда он в 2000-е годы работал министром обороны, при каждом его приезде в Лондон британские журналисты задавали вопрос: "Вас же выдворили из Англии?" Потом оказалось: выдворяли полного тезку, но другого года рождения.

    Поделиться