Это была идея режиссера Кирилла Серебренникова. Желая придать правдоподобия сцене на набережной, он решил ввести в действие новых персонажей - инвалидов Кавказской войны.
- Поначалу в Большом хотели, чтобы я обучил владеть коляской здоровых танцоров, - говорит Константин Васильев, тренер сборной России по танцам на колясках. - Потом поняли, что этому быстро не научишься. А у нас-то есть люди, владеющие ей как никто, чемпионы мира.
По ходу 2-го акта балета среди "гуляющих по набережной" оказываются трое подвыпивших инвалидов. Они выясняют отношения с Грушницким, флиртуют, их коляски кружатся по сцене юлами, гоняют зигзагами между танцорами, к ним цепляются хулиганы...
Профессионалы быстро поняли друг друга. Васильев объяснял хореографам Большого, как движется коляска и как она может упасть, предлагал движения, которые могли бы разнообразить действие. Балетные в свою очередь оценили, на что способно кресло на колесах и как "вписаться" в его движение. Спортсменам не предложили сложных хореографических задач, но им зато пришлось решать проблему Большой сцены: она оказалась чуть наклонной.
- Мне надо было поднырнуть под ногу танцора, он меня крутит и швыряет другому, тот крутит в обратную... - вспоминает Сергей Поюнов. - Надо было за доли секунды "выкрутиться" и выйти на "цыганочку". А еще - беречь ноги балетных от наших колес.
И Сергей по утрам выходил на Кузнецкий, еще более покатый, чем сцена - тренироваться, нарабатывать "мышечную память". А персонажу Максима Седакова даже пришлось на сцене... упасть. Хореограф сначала велел ему просто развернуться у рампы к залу, но Серебренников, оценив мизансцену, сказал: "Падай!"
Первая тренировка сборной по танцам на колясках после прошедшего в Санкт-Петербурге Кубка мира была посвящена "разбору полетов". Питер - базовый город сборной, и в спортзале в особняке на набережной Мойки, 23, собрались участники чемпионата. Наши взяли на Кубке больше половины "золота" среди 200 участников из 16 стран, тренерам, как всегда, хотелось большего - в том числе и от примерявших в июле театральные костюмы Поюнова и Седакова.
Васильева, некогда бального танцора, специалиста по телесной динамике, позвали работать с колясочниками в 2002-м. Танцы из метода реабилитации инвалидов-опорников стали спортом, надо было готовить сборную к первенству мира.
- Танцы тогда напоминали сцены в жанре "покатай меня, большая черепаха", - вспоминает Васильев. - Полная статика, никакой хореографии, в вальсе люди кружились на "раз-два-три", и больше ничего.
Изучив спортивную коляску, Васильев увидел ее возможности - и приложил к ним свой опыт танцора, тренера и выпускника физфака ЛГУ. Он с порога отмел формулу "инвалидность равно неполноценность", учил двигаться, минимизируя мышечные усилия, ставил танцы, используя всю хореографическую палитру почти без скидок.
...В зале включили музыку, чемпионы мира в дуэте (это когда оба партнера в колясках) Александра Бердник и Сергей Антонов затанцевали румбу. Оказалось, коляска дает танцору массу возможностей, что в ча-ча-ча, что в пасодобле, что в джайве (набор танцев здесь тот же, что и в соревнованиях для здоровых). Сидящий танцор отталкивается, летит - и "играет" головой, руками, всем телом, а прибавьте еще скорость коляски, огонь в глазах, харизму, чувство ритма. Если это парный танец и партнер - стоящая на своих ногах дама, то ее надо, как украшение, преподнести, а танцуешь сольно - вкладывайся в каждый поворот, движение руки, судьи на турнирах смотрят в том числе и на то, с какой скоростью рука движется. Мне показали видео, как Макс Седаков танцует сольно брейк - он, прогибаясь назад, затылком доставал до паркета.
Максим Седаков в 10 лет попал в аварию, лишился ноги и оказался в школе "Центр "Динамика" на Петроградской стороне для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В группе адаптивной физкультуры познакомился со Светой Кукушкиной, в ансамбле школы их поставили в пару и сейчас Светлана и Максим (окончил университет им. Лесгафта, работает с детьми в "Динамике", женился и сейчас "рассекает" по Питеру на "Тойоте") - одна из лучших пар планеты.
Сергей Поюнов оказался в коляске после ампутации ноги, когда ему было уже за 50. Через год занятий по реабилитационной программе ему, чемпиону Питера по пинг-понгу, предложили выступить на первенстве России по танцам. Не зная ни одного движения, Сергей "полистал" YouTube, пересел в танцевальную коляску, потренировался и занял 2-е место.
Единственный москвич в тройке "артистов Большого" - Евгений Гусев. Он, инвалид детства, имеет разряд по стрельбе, много читает по философии, учится, пользуется успехом у девушек. Обожает прыгать с парашютом.
Сборная России под руководством Васильева уже много лет - мировой лидер в танцах на колясках. Элементы, присмотренные у наших танцоров, на следующих турнирах неизменно появляются у пар из Германии, Южной Кореи, Мексики. Так наверняка будет и на ноябрьском первенстве мира.
А в ноябре еще и очередные показы "Героя нашего времени". Васильев уже прикидывает, как ему распределять своих чемпионов.
Кирилл Серебренников, главный режиссер "Героя нашего времени"
- Для нас, безусловно, важнее всего было само по себе их участие: никогда прежде на сцене Большого театра колясочники не выступали, и применить тут какие-то общие критерии невозможно. Но сотрудничество наше было по-настоящему творческим, они показывали неизвестные нам элементы, лучшее мы использовали. То, что делали эти замечательные парни, - было прекрасно. На репетициях мы им все время аплодировали.
В Москве прошел Открытый кубок по регби на колясках.
Кубок столицы разыгрывался уже в третий раз, в турнире из пяти команд победили регбисты подмосковного клуба "Легион", победившие в финале команду "Преодоление" из Москвы. В регби на колясках играют по 4 человека в команде, на баскетбольной площадке и волейбольным мячом. В турнирах участвуют спортсмены с тяжелыми нарушениями двигательных функций, а коляски игроков имеют специальную защиту.