Для начала мы решили выяснить, во сколько обходятся государству (ориентировочный тариф ОМС) профилактические процедуры для выявления тяжких заболеваний и их лечение в запущенных случаях. Первый визит к заведующему хирургическим торакальным отделением "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России Евгению Левченко. Флюорография грудной клетки - 150-250 рублей, перечисляет он, рентген - 300-400, если закралось подозрение, уточнить диагноз на компьютерном томографе - 1200 рублей. Итого: 1650-1850 рублей. Это профилактика. Это чтобы на ранней стадии поймать одно из самых распространенных и смертельно опасных злокачественных новообразований среди всех онкологических заболеваний - рак легкого. Совсем другие цифры для бюджета при лечении рака легкого, в зависимости от стадии, на которой было диагностировано заболевание: I-II стадии - 75 тысяч рублей, III-IV стадии - 650 тысяч рублей. Лечение гипертонии, диабета на фоне ожирения - тоже затратный процесс. При этом болезнь прогрессирует, и с каждым годом лечить ее все дороже. "Средняя годовая цена комбинированного лечения гипертонической болезни - 6816 рублей, с учетом добавления в схему лечения специальных лекарств для снижения холестерина - статинов - 15 252 рубля", - рассказывает заведующий хирургическим отделением Самарской областной клинической больницы Борис Цветков. Почти такая же сумма - 15 390 руб. - уйдет на лечение тяжелого сахарного диабета, требующего инсулинотерапии. Свой вклад в "удорожание" болезни вносит еще ряд лекарств - нитраты (1693,2 рубля в год), диуретики (2376 рублей ) и антиаритмические препараты (3468 рублей).
А осложнения гипертонии - инфаркт и инсульт - уже требуют госпитализации и дополнительных затрат на лечение и реабилитацию.
Однако своевременная бесплатная высокотехнологичная операция по показаниям против ожирения (сейчас она платная и стоит от 160 до 240 тысяч рублей) окупается через 2-3 года. При этом такие пациенты практически полностью излечиваются от большинства смертельно опасных сопутствующих заболеваний. Доступными эти операции можно сделать, включив их в программу обязательного медицинского страхования или ВМП (высокотехнологические виды помощи).
Еще один пример "РГ" привел директор департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филимонов. В статистике смертности от злокачественных опухолей рак кишечника занимает второе место после рака легких. Вовремя сделанные процедуры при раннем обнаружении проблемы могут спасти пациенту жизнь без потери ее качества. А если говорить об экономике, можно значительно удешевить бюджет такого лечения.
"Он ограничивается затратами на эндоскопическую операцию с пребыванием в стационаре менее одной недели, - поясняет Филимонов. - На I стадии цена лечения составляет 50 тысяч рублей, причем с перспективой выздоровления. Ведь до 80 процентов случаев опухолей "произрастает" из полипов - доброкачественных новообразований. С момента выявления и удаления полипа толстой кишки до развития опухоли, как правило, проходит 5-10 лет. Один запущенный случай обходится государству, при относительно невысокой эффективности, выше миллиона рублей".
Так сколько может экономить бюджет в условиях обязательной диспансеризации населения и первичной профилактики болезней?
За ответами на эти вопросы мы отправились к руководителю научной лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, профессору Мехману Мамедову.
Мехман Ниязович, так сколько бюджетных денег сохранит нам диспансеризация?
Мехман Мамедов: До 35 процентов. В год это примерно 650 миллиардов рублей. Сегодня расходы бюджета на здравоохранение в среднем составляют 3,5 процента от ВВП, то есть около 2,6 триллиона рублей.
Чем же первичная профилактика отличается от диспансеризации?
Мехман Мамедов: Диспансеризация - это обследование граждан по стандартной программе на предмет оценки состояния здоровья, выявления заболеваний и факторов их риска.
Первичная профилактика - комплекс мер по коррекции обнаруженных рисков до клинического проявления тех или иных заболеваний.
В советские времена на предприятиях в обязательном порядке, в определенном возрасте, люди регулярно проходили комплексное медицинское обследование - анализы, электрокардиограмму, рентген и т.д. Это позволяло вовремя "вылавливать" начальные формы заболеваний. Затем пациентов ставили на учет специалисты, приглашали на дальнейшее обследование.
В развитых странах Запада и США первичная профилактика как экономически незатратный метод сохранения здоровья населения имеет сегодня огромное значение. Американцы и европейцы посчитали, что проводить ее в три раза дешевле, чем лечить запущенный сахарный диабет 2 типа, онкологию, гипертонию. И эту мысль государства методично пропагандируют среди своего населения.
А что нам мешает?
Мехман Мамедов: Доверие населения как к диспансеризации, так и к первичной профилактике низкое. Только когда людям становится плохо, они идут к врачам.
Есть и другие проблемы. Федеральная программа "Диспансеризация" исполняется с препятствиями. Каждый десятый гражданин в 2013 году во время ее прохождения имел затруднения с работодателями. Треть работающих (30,2 процента) старались пройти обследования во внерабочее время, тогда как поликлиники к этому просто не были готовы.
Опрос также показал, что для завершения полного обследования большинству пришлось посетить поликлинику дважды, а трети пациентов - трижды, более трех раз посетили поликлинику 8,8 процента граждан.
Между тем диспансеризация позволила обнаружить втрое больше, чем при первичном обращении к врачам с жалобами, скрытых сердечно-сосудистых, эндокринных, а также заболеваний легких.
С каких лет человек должен озаботиться своим здоровьем?
Мехман Мамедов: Желательно с 20-30 лет.
Какие заболевания лучше всего поддаются профилактике?
Мехман Мамедов: В целом, она предупреждает все заболевания. Однако для здравоохранения и демографических показателей важнейшее значение имеет профилактика социально значимых сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с атеросклерозом, сахарный диабет, хронические обструктивные болезни легких, онкологические, остеопороз, артроз, артрит и другие болезни опорно-двигательной системы. Если факторы их риска выявлять до 30 лет и контролировать, можно снизить хронические болезни и осложнения в стране до 50 процентов.
И, естественно, сэкономить бюджетные деньги. Например, из бюджета минздрава на лечение осложнений только диабета уходит 13 процентов. При этом в ближайшие 10 лет в России ожидается увеличение заболеваний диабетом на 50 процентов.
Какие еще заболевания "угрожают" бюджету?
Мехман Мамедов: В первую очередь все-таки онкология, инфаркты, инсульты. Они влияют и на такие важные показатели экономики, как потеря трудоспособности, выплаты на лечение и реабилитацию, на социальную сферу, на демографию.
Чтобы предупреждать все эти болезни, надо просвещать население в этой сфере. И начинать прямо сейчас - с детского садика, в институтах, учреждениях.
Можно и частную медицину за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) привлекать.
Мехман Мамедов: Безусловно. Если найти такой механизм, который ее заинтересует. За рубежом это есть и работает.
Любой гражданин, имея свою страховку, вправе обслуживаться в частной клинике. Но пока в России базовыми, на наш взгляд, должны быть государственные поликлиники и бесплатные центры здоровья.
Что из себя представляют центры здоровья?
Мехман Мамедов: До недавних пор такой формы медицинских услуг в стране не было. Теперь любой гражданин, житель города, района, где есть Центр здоровья, вправе записаться на прием и за один раз пройти типовое обследование - кардиограмма, рост, вес, жироотложения, анализы на холестерин и сахар, состояние бронхолегочной системы, провести диагностику кровообращения, проверить зрение. На все уходит 50 минут - час.
Сколько в России таких центров и где их найти?
Мехман Мамедов: В каждом крупном городе как минимум действуют 1-2 центра здоровья, причем как для взрослых, так и для маленьких пациентов. Там, где стационарных центров здоровья нет, к людям выезжают мобильные медицинские бригады.
В Москве у Лиги здоровья нации есть свой мобильный "автобус здоровья".
То есть надо действовать грамотно и систематически, тогда заболеваемость и смертность населения будут снижаться.
Мехман Мамедов: Безусловно. Я недавно был на стажировке в Финляндии, акцент там сделан именно на первичную профилактику, причем ничего сверхособого нет. Результат впечатляющий: заболеваемость населения за 30 лет снизилась там на 70 процентов.
И как это у них получилось?
Мехман Мамедов: На государственном уровне 30 лет назад принят и исполняется национальный план профилактики социально значимых заболеваний. По тематике здорового образа жизни повсеместно работают волонтеры в детских садиках, в школах, на предприятиях, в техникумах, училищах, институтах. Благодаря целенаправленной агитации удалось снизить потребление животных жиров на 60 процентов, пищевой соли в три раза, без лекарственной терапии уменьшить заболеваемость и хронические болезни на 70 процентов.
Мобильные медицинские комплексы и выездные врачебные бригады для проведения диспансеризации в отдаленных регионах, расширение сети кабинетов или отделений медицинской профилактики и центров здоровья, индивидуальное и групповое консультирование населения... Все это, как показывают расчеты, позволит и в России снизить число посещений поликлиник из-за развития и обострения хронических болезней.
Также можно ожидать уменьшения числа вызовов "скорой помощи", госпитализаций, случаев инвалидности и, главное, преждевременных смертей.
Но самое трудное - заставить людей заняться своим здоровьем!
Мехман Мамедов: Да! Поэтому комплекс мер по первичной профилактике за рубежом предусматривает также демонстрацию видеосюжетов на телеканалах о таких патологиях, как инсульт и инфаркт, и социальную рекламу в метро, на транспорте, на улицах городов. В Испании, например, советы по здравоохранению ежегодно напоминают жителям городков о важности участия в программе профилактики колоректального рака, в течение нескольких недель все женщины и мужчины от 50 до 69 лет получают по домашнему адресу напоминание и комплект для забора материалов для анализов.
Если у нас начинать, то с чего?
Мехман Мамедов: Для начала каждое отраслевое министерство могло бы подготовить программу обязательной первичной профилактики работников отрасли. Мотивировать их на прохождение оценки состояния здоровья за счет бюджетов компаний и организации. Без преувеличения скажу, это в интересах предприятий - снижается число больничных листов до 45 процентов, растет производительность и качество труда.
При обязательной диспансеризации населения какой смысл контролировать работников еще и предприятиям?
Мехман Мамедов: Каждое предприятие имеет свои особенности. Есть профессиональные заболевания, вредные факторы, есть цеховые врачи, которые предметно изучают эти заболевания.
В некоторых развивающихся странах наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней продолжительности жизни. В Китае это уже 75,2 года. В США -78,7 лет, в Японии - 83,1 года. На сколько можно продлить среднюю продолжительность жизни в России с учетом внедрения широких мер профилактики?
Мехман Мамедов: При скоординированности действий - до 78 лет в течение 8-10 лет вполне реально. Сейчас средняя продолжительность жизни в России 74 года.
РГ: Генетические исследования уже стали трендом, многие компании развивают бизнес в этой сфере. Может ли информация о ДНК лечь в основу профилактики и постановки точного диагноза? Дорогая ли эта услуга для отечественного здравоохранения?
Мехман Мамедов: Очень дорогая, как и все новые технологии. Но когда они переходят на массовое "производство", цена снижается. Пока этот метод профилактической диагностики оправдан для некоторых генетических заболеваний, например, семейной гиперхолестеринемии. В перспективе, сдав генетический анализ, можно не доводить болезни до осложнений - инсультов, например.
РГ: Возможно ли включить генетические исследования в программу ОМС или это все-таки прерогатива частного сектора?
Андрей Перфильев, медицинский директор частного холдинга "Атлас":
Сегодня генетический скрининг (ранняя диагностика ) новорожденных входит в программу обязательного тестирования во многих странах мира. В России подобные исследования проводятся по капле крови, которую берут из пяточки малыша и наносят на специальную тест-полоску.
Анализ позволяет выявить предрасположенности к пяти наиболее распространенным наследственным заболеваниям: муковисцидозу, фенилкетонурии, врожденному гипотиреозу, галактоземии и адреногенитальному синдрому.
Если по результатам становится понятно, что ребенок находится в группе риска, то тогда делается повторный анализ. В случае подтверждения семье рекомендуется обратиться к врачу-генетику, который может составить программу профилактики и лечения.
Практически каждый здоровый взрослый является носителем до десятка дефектных вариантов генов, которые может передать своим детям. Сейчас в программу ОМС в России входят только ретроспективные генетические тесты: то есть семья может сдать анализ только тогда, когда ребенок уже родился. А вот скрининг на носительство наследуемых мутаций пока является добровольным и не оплачивается государством. Основная причина - стоимость. Цены на комплексные генетические исследования варьируются от 20 000 до 60 000 рублей.