Всякое бывало на этой, по словам поэта, "долгой ниве жатв и лихолетий", но выстоять славяне смогли только благодаря своему кровному корневому единству.
По-братски поделились
мы с тобою
В дни жатвы и под небом
грозовым
Глотком воды, окопами, судьбою -
И только корень наш был
неделим!
Наверное, в нынешнее время - время трудных взаимоотношений между Украиной и Россией - пафос поэтических обращений Бориса Олейника не всем покажется своевременным и близким, но я уверен, что ни сам автор, ни его многочисленные читатели и почитатели не усомнятся в праведности сказанного. Олейник - выдающийся мастер этического слова - ведь писал не на потребу дня, не к юбилейной дате, но по велению души и, конечно же, для вечности. И в этом он сродни мудрому летописцу. Так ведь действительно было. И, несомненно, будет. Жизнь народов длинная. И кто знает, не придется ли русским и украинцам еще не раз отстаивать свою восточнославянскую православную идентичность.
В "Оде братству" - гимн украинско-русской общности, но точно таким же является отношение Олейника и к Белоруссии. Для него трагедия белорусского народа в годы военного лихолетья - личное и неизбывное горе. Об этом образно и трогательно говорится в стихотворении "Три березы растут...".
Ты прости! Я не смею касаться
былых твоих ран.
Но когда мой предел заалеет
последним закатом, -
О, дозволь, Беларусь, перейдя
этот скорбный курган,
Встать задумчивым кленом -
четвертым - с березами рядом!
Неравнодушен поэт и к судьбам других славянских народов. В дни югославской трагедии он не раз бывал в югославских фронтовых окопах, выступал с яркими публицистическими эссе, разоблачавшими брутальную агрессию НАТО, сопровождавшуюся бомбардировками городов и селений Сербии обедненным ураном. Одно из таких эссе - "Кто следующий?" - явилось горьким пророчеством поэта о том, что Югославия не последняя страна, подвергшаяся глобализационной "демократизации" США и их европейских союзников. Вскоре они и ответили поэту на его вопрос. Следующими стали Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия... А теперь - Украина.
Разумеется, не мог Борис Олейник не выразить своего отношения к югославской трагедии и в своих поэтических произведениях. Одно из наиболее пронзительных и набатных озаглавлено "Славянам". Оно о сербах, оказавшихся, как пишет поэт, "средь двадцатого века на смертной меже". Взывает поэт и к общеславянской солидарности:
Так ударим же в колокол - мощно,
усердно,
Созывая славянскую нашу семью;
Если мы не спасем от погибели
сербов -
Мы погубим и совесть,
и память свою!
И сказано это Олейником совсем не задним числом, не после, но в самый разгар кровавой расправы "цивилизованного Запада" над православными сербами. Можно сказать, голос поэта прозвучал прямо из сербских окопов.
Тема славянства - не эпизодическое вдохновение, но постоянный духовный родник, к которому поэт припадает на протяжении всей своей творческой жизни. В "Оде Киеву", написанной в дни празднования 1500-летнего юбилея древнейшего русского города, Борис Олейник особо выделил его восточно-славянское значение:
Калиновая зыбка
трех мужей,
Что разметали
полчища Батыя,
Возрадуйся,
золотоглавый Киев,
Высокий щит
славянских рубежей!
Предел, за которым отказ от своего многовекового прошлого, своей культурной православной идентичности, стал главным смыслом замечательной поэмы Бориса Олейника "Трубит Трубеж". В ней о судьбе Украины вместе с поэтом размышляют Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко. О такой ли Украине они мечтали? И такую ли Украину построили "вкраинолюбы ревни"? Поэт не идеализирует прошлое, но и от нынешнего не в восторге. Вложенные в уста Шевченко слова о политических поводырях народа, звучат, как наше родовое проклятье:
Они при всех режимах - на посту,
Им все едино, власть доить какую,
Они святыню продадут любую -
Хоть красную, хоть
желто-голубую...
Поэт заканчивает свою тревожную повесть об Украине призывом отбросить все суетное и мелочное, выполоть "осот розбрата" и явить себя миру единым народом:
Соборно славим вечных Матерей,
Всевидящих могучих кобзарей,
Что нас будили окликом
казачьим
И не дали праправнукам
незрячим
Загнать нас в сеть мальтийских
упырей.
К сожалению, оптимистическое заключение поэта не очень соответствует новым украинским реалиям. Украину таки загнали в те самые "мальтийские сети".
И все же, если у народа есть такой духовный авторитет, как Борис Олейник, не все безнадежно. Когда я слышу не очень лестные характеристики нашего национального характера, среди которых встречается и такая черта, как неверность, именно Олейник не дает впасть в отчаяние. Вот уж кто действительно надежен и верен. Верен своим убеждениям, верен людям, их разделяющим, верен своей многострадальной родине. Он Поэт и Гражданин. Безусловно, наиболее яркий украинский поэт нашего времени. Он глубоко национален, неотделим от радостей и печалей своего народа. Его страстная поэтическая муза служит не сильным мира сего, на каждом повороте истории разным, но простым людям. Она не отрешена от жизненной злободневности, но связана с ней на уровне не простой литературной иллюстрации, а глубоких философских раздумий.
В стихотворении "Молитва" поэт, обращаясь к Господу, говорит:
Отче, никого не наказуя,
Лишь меня, мольбы мои отринув,
Не прощай, когда таких прощу я,
Кто за их "любовь до Украины"
Вымогает плату с половины!
...Не прости им, Господи,
- прошу я!
При всей любви к Отчизне Олейник не склонен к елейности, псевдопатриотизму, бездумному восхвалению "самости". Он всей своей жизнью и творчеством приобрел право на правду. В том числе и горькую. Это не всем нравится. Было время, когда чересчур "сознательные" организовали настоящую травлю поэта. В вину ему вменялись политические акцентации советского времени, а также и нынешняя верность идеям социальной справедливости. Определенно, эта хула была поэту неприятна, но он продолжал идти своим путем. Иногда в разговоре с близкими, касаясь позиции недругов, спокойно замечал: "Они не мне мстят. Они мстят себе за собственное криводушие и отступничество".
Можно по-разному относиться к приверженности Олейника социалистической идее, но нельзя не признать благородства такой позиции. Да, ее реализация в СССР не обрела лучших форм, однако вина в этом не идеи, считает поэт, а тех, кто ее предал. Ему глубоко чужды так называемые коммутанты, в одночасье "забывшие" свое прошлое и гарцующие на гробах своих отцов и дедов. Таких оборотней поэт высмеял в ряде сатирических стихотворений. По существу, речь в них о нерукопожатных, хотя в нынешних украинских реалиях именно они и правят бал. При этом делают вид, что это не о них убийственные слова Олейника:
Кто вы ныне, наши
коммутанты,
Где нагрели новые места,
Шустро заменяя
транспаранты
И знамен опасные цвета?
Конечно, это литературная метафора. В действительности поэт хорошо знает, где находятся переодевшие душу коммутанты. Конечно же, в лагере политиканов.
Спелся этот хор
объединенный...
Глянь, желто-блакитный
и червонный,
Как победным маршем там
и тут
Коммутанты всей своей
колонной
В ногу с янычарами сплоченно
Украину к пропасти
ведут!
На своем веку мне приходилось наблюдать его в разных обстоятельствах. И что всегда поражало - это эпическое спокойствие. Он начисто лишен услужливой суетливости, чем грешили и грешат многие его собратья по перу. Кажется, знает истинный смысл собственного прихода в этот мир и со спокойным достоинством совершает предначертанную ему земную миссию.
Известно, что находясь на Шевченковских празднествах в Запорожье, выдающийся поэт Расул Гамзатов сказал: "С Борисом Ильичом я готов идти в разведку". Я уверен, что к этим словам присоединятся все почитатели творчества украинского поэта. Разумеется, это будет уже не маленькая разведгруппа, но огромная армия дружбы и единства.