Минтруд подготовил законопроект, по которому соцподдержку будут оказывать исходя из соблюдения принципа адресности и нуждаемости. Скорее всего, эта тема будет еще обсуждаться.
А пока документ предусматривает изменение подходов к распределению льгот и пособий, касаясь многих граждан России. Например, пособия на детей перестанут быть ежемесячными и доступными каждому. Их размер, периодичность выплаты, уровень индексации, а также критерии для получателей будет определять регион с "применением критериев нуждаемости".
То же касается и компенсации за детский сад. Сейчас ее гарантировано получает один из родителей "не менее 20% от суммы платы за присмотр и уход за детьми в детском саду на первого ребенка, не менее 50% - на второго и не менее 70% - на третьего и последующих детей".
В законопроекте минимальные пороги в 20, 50 и 70% остаются, а вот получать компенсацию будут только "нуждающиеся" родители. Причем на вопрос, что значит "нуждающиеся", в законопроекте ответа нет. Параметры для попадания в эту категорию будут определять регионы.
По мнению представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики, критерии нуждаемости необходимо установить на федеральном уровне, а регионам - дать право их корректировать, но не в сторону снижения. А напротив, - в сторону расширения списка льготников. Наличие такого барьера не позволит органами власти субъектов свести на нет пособия и компенсации людям, считают работодатели.
Того же мнения придерживается проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Отсутствие федеральных критериев приведет к тому, что граждане, находящиеся в примерно одинаковом материальном положении, но живущие в разных регионах, будут иметь разные права, даже если эти регионы имеют примерно одинаковую бюджетную обеспеченность. Но в одном будут "щедрые" критерии нуждаемости, а в другом - "скудные".
Такая мера, как компенсация расходов на детсад "избранным" семьям, может сыграть недобрую шутку и с демографией, и с выводом на рынок труда молодых мам.
"Во-первых, возрастающий размер компенсации для вторых, третьих и последующих детей изначально был введен как мера, стимулирующая семьи к рождению детей. Во-вторых, если семья будет иметь доход чуть выше, чем предполагают региональные критерии, то матери будет дешевле не выходить на работу, а получить компенсацию за детсад и пособие по бедности. Таким образом, число получателей льгот и нагрузка на региональные бюджеты увеличится", - считает Александр Сафонов.
Сейчас в России бедным (малоимущим) считается тот, чей доход меньше прожиточного минимума в регионе: для детей, пенсионеров и работающих. Средний прожиточный минимум в России в первом полугодии, по данным Росстата, составил 10 тыс. рублей в месяц. И сейчас малоимущими в нашей стране можно считать 22 млн человек, или 15% населения.
Отдельная статья законопроекта посвящена закону о ветеранах. Если сейчас для получения звания "Ветеран труда" достаточно иметь страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (по закону это 15 лет) и ведомственную награду, то по законопроекту для получения звания придется потрудиться женщинам не менее 20 лет, а мужчинам - 25 лет.
Поправки, посвященные "чернобыльцам", предполагают, что право на льготы получат те, кто постоянно проживал или работал в зоне радиоактивного загрязнения - год в зоне отселения, 3 года в зоне с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом. "Это предложение обусловлено многочисленными злоупотреблениями со стороны граждан при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях, что позволяет пользоваться мерами соцподдержки", - говорится в пояснительной записке.
На Российской трехсторонней комиссии многие новеллы законопроекта не поддержали.