Автомобилем, троллейбусом и самолетом предпочитают передвигаться крымчане и гости республики. Увы, железной дороги в тройке лидеров транспортной отрасли нет: на отрезанном от материка полуострове этот вид перевозок не востребован. С начала года Крымская железная дорога понесла убытки на 5 миллиардов 399 миллионов рублей. Такой обременительный груз неподъемен для республиканского бюджета, поэтому железную дорогу в самое ближайшее время передадут в федеральное подчинение. Принципиальное решение об этом уже принято.
Передача КЖД в федеральное управление позволит интегрировать программу развития железных дорог полуострова и транспортную стратегию РФ, что особенно актуально в свете введения в эксплуатацию моста через Керченский пролив. Как ранее сообщала "РГ", минтранс РФ подготовил обновленный проект стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, в котором предполагается выделить дополнительное финансирование на развитие железнодорожной инфраструктуры Крымского федерального округа - 135,4 миллиарда рублей.
Железнодорожная отрасль выйдет из нынешнего состояния спячки лишь после введения в строй моста через Керченский пролив. Пока же почти 10-тысячный коллектив придется сократить на тысячу сотрудников. Впрочем, сокращение ожидает не только железнодорожников. Всего в транспортном комплексе Крыма на данный момент работают 18 тысяч человек. Из них 7 тысяч профильный министр осторожно называет "избыточной численностью".
И дело не только в том, что полуостров отрезан от материковой России. Пока крымские порты находятся под санкциями, собственный грузопоток республики составляет около двух миллионов тонн в год. Обеспечить такую потребность по силам и автотранспорту. До 2020 года с учетом пропускной способности транспортного перехода через Керченский пролив грузопоток должен увеличиться до 15 миллионов тонн в год. В этой связи специалисты профильного министерства прогнозируют успешное развитие керченского транспортного узла вместе с портом.
Из всех видов транспорта самые обнадеживающие перспективы сейчас у авиации. В этой отрасли успешно реализуется наиболее крупный на сегодняшний день инвестиционный проект - строительство нового аэровокзального комплекса "Симферополь" с пропускной способностью восемь миллионов пассажиров в год. Два других относительно крупных аэропорта Крыма - севастопольский "Бельбек" и симферопольское "Заводское" будут развиваться каждый по своей программе. "Заводское" рассматривается в качестве основной базы для служебной авиации МЧС.
Проект использования аэродрома "Бельбек" для нужд гражданской авиации прошел согласование в Министерстве обороны РФ.
- В соглашении с минобороны РФ прописано развитие гражданского сектора аэродрома, - говорит губернатор Севастополя Сергей Меняйло. - Предусмотрены строительство терминала аэровокзала, перрона для стоянки самолетов и установка аэронавигационного оборудования. Фактически отсутствие согласования от минобороны оставалось единственным фактором, мешающим началу работ. Из-за этого деньги, выделенные на реконструкцию "Бельбека" в рамках ФЦП, были заморожены. Теперь этого препятствия нет.
Чтобы севастопольский аэропорт мог принимать регулярные рейсы круглый год, потребуются инвестиции на сумму около 1,5 миллиарда рублей. Необходимо построить капитальные здания, провести инженерные коммуникации, оснастить все службы аэропорта специальной техникой. Гражданский сектор аэровокзала планируют построить из быстровозводимых конструкций, а в дальнейшем заменить их капитальными строениями. Первый борт с пассажирами "Бельбек", скорее всего, примет во второй половине 2015 года.
Оставшиеся пять из восьми крымских аэропортов могут развивать малую авиацию, но инвесторы пока только присматриваются к таким вариантам.
- Есть достаточно интересные предложения как по вертолетам, так и по небольшим самолетам, но пока идут расчеты, а реальных бизнес-планов я не вижу, - сообщил министр транспорта РК Андрей Безсалов.