- Мужчин без определенного места жительства 45 и 75 лет к нам привезли разные бригады. Одного подобрали по вызову в подъезде дома, к другому медиков вызвали полицейские. Это происходило в промежутке между 20 и 21 часом. Вели они себя агрессивно. А когда увидели друг друга, обрадовались. Было видно, что они хорошо знакомы, - восстанавливает события того вечера главврач стационара Павел Зайцев.
Судя по съемкам с камер наружного видеонаблюдения, изъятых следователями, внутрь больницы пациенты заходить отказались, и сотрудники выходили к ним на улицу. Измерили давление, пульс... Все было в норме и ничто не предвещало такой развязки.
Когда, со слов главврача, им предложили пройти более тщательное обследование (например, сдать анализы и сделать флюорограмму), пациенты отказались. Причем категорически и в грубой форме.
"Лучше пожрать дайте!" - потребовал один из них. "И выпить", - добавил второй.
Вроде бы кто-то из медиков вынес им даже бутерброд...
Такого рода больные не редкость возле каждой больницы. Бездомные обитают в самом центре Ростова, а с наступлением непогоды стараются оказаться поближе к медицинским учреждениям. Знают: здесь и обогреют, и накормят.
Кстати, в тот вечер туда же, в "четверку" на перекретске проспекта Кировского и улицы Социалистической, привозили еще двух бродяг, мужчину и женщину. Такие же растрепанные, грязные, пьяные, они прошли осмотр, а после удалились в неизвестном направлении.
Первой октябрьской ночью было около 20 градусов тепла. По записям с камер наблюдения видно, как пациенты сидят на лавочке. Потом их нет. И вот они снова здесь... Что произошло дальше, непонятно. Но никаких телесных повреждений на трупах не было. Пока можно только предполагать, что, скорее всего, они отравились каким-то суррогатом. Но что они пили и где взяли, неизвестно.
- Причину смерти установит судмедэкспертиза. Ее результаты будут получены через месяц, - сообщила "РГ" начальник управления здравоохранения Ростова Надежда Левицкая. Узнав о ЧП у стен больницы, она лично выехала на место.
По словам старшего помощника руководителя следственного управления СК РФ по Ростовской области Галины Гагалаевой, проводится доследственная проверка, в ходе которой установят обстоятельства гибели мужчин.
В самом медучреждении проходит служебное расследование. На вопрос, почему не была оказана помощь умирающим людям, медики говорят, что, во-первых, не знали, что они умирают, а во-вторых, было необходимо спасать и других доставляемых в тяжелом состоянии больных: за ночь в приемное отделение поступили 12 человек.
- Конечно, если вина медиков в случившемся есть, они понесут наказание, - подчеркнул главврач. - Но сейчас мы продумываем алгоритм действий в таких ситуациях, который будет согласован с горздравом. Это проблема даже не медицинского характера, а социальная. И то, что бомжи с улиц приходят к больницам, - уже обыденность. Не исключено, что, в том числе, по этой причине медики недооценили серьезность ситуации.
Уже больше пяти лет в Ростовской области нет медвытрезвителей. И пьяных с улиц везут в обычные больницы.
- Да, для таких пациентов у нас есть отдельные боксы, - продолжает главврач. - Но не стоит забывать, что асоциальные личности - это особый контингент пациентов, которые могут представлять угрозу и для больных, и для персонала.
Ну а пока еще остается вопрос к медикам "скорой": почему пьяных с симптомами алкогольной интоксикации отвезли в обычную больницу, а не в центр острых отравлений БСМП?
Заведующий Центром острых отравлений БСМП-2 Хугас Поркшеян в беседе с корреспондентом "РГ" высказал сомнение в том, что пациентов привезли в стационар в тяжелом состоянии.
- Скорее всего, каждый из них поступил просто в состоянии алкогольного опьянения, а напились до смерти они уже после встречи в больнице. Сколько надо выпить для этого? У каждого своя норма. Смертельной дозой является 3 - 3,5 промилле. Это в среднем полторы бутылки водки на человека. При определенной концентрации в организме наступает кома, остановка дыхания и смерть, - объяснил опытный токсиколог.
К слову, в состоянии алкогольной интоксикации за год в центр острых отравлений поступает около тысячи человек. При этом, по оценкам врачей, процентов 20 из них могли бы вполне трезветь вне больничных стен.
- Практически ежедневно нам приходится иметь дело просто с пьяными людьми, которые ведут себя не лучшим образом. Мы пытаемся оказать им помощь, а в ответ слышим оскорбления. Один такой пациент разбил стекло, другой ударил ногой санитарку... Если бы в городе был хотя бы один вытрезвитель, где люди могли бы приходить в себя под присмотром среднего медперсонала, это была бы существенная помощь, - уверен Хугас Поркшеян.
Несколько лет назад министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, которой хорошо известна проблема, уже выступала за возрождение вытрезвителей. Ведь, по ее мнению, бомжами, алкоголиками и тунеядцами должны заниматься никак не врачи, а правоохранители. Они нарушают права других пациентов больницы на качественное оказание медпомощи, и медработников, на которых вымещают свою агрессию.
Все медицинские вытрезвители страны были ликвидированы в рамках реформы МВД. Тогда же функции помощи пьяным россиянам были переданы больницам. Но медики с этим категорически не согласны. Ведь вместо того чтобы лечить и спасать тяжелых больных, они вынуждены терпеть хамство, а зачастую унижения и даже побои.
Тем не менее случившееся у стен ростовской больницы обнажило проблему людей, подобранных "скорой" в состоянии алкогольного опьянения. Между двух "нянек" - МВД и минздравом - они оказались "без глазу". Новых трагедий, очевидно, не избежать.
По данным ГУ МВД РФ, в 2014 году в России из-за чрезмерного употребления алкоголя погибли 44710 человек, в том числе от отравления алкоголем - 24000, замерзли насмерть - 10210, в бытовых пьяных конфликтах убиты - 2300, по пьяной неосторожности погибли 1800, убили себя в приступе "белой горячки" 5000.
Кстати
За последний год это не первый случай смерти пациентов на пороге больницы в Ростове. Инвалид-колясочник умер под стенами городской больницы N8. Резонансное ЧП произошло в марте. Накануне инвалид на коляске обращался за помощью в больницу. Но врач, вместо того чтобы провести обследование и оказать помощь, дала указание фельдшеру вывести больного за пределы медучреждения. Уголовное дело в отношении терапевта расследовалось следственным отделом по Ленинскому району Ростова-на-Дону. Ей было предъявлено обвинение в неоказании помощи больному. Но 85-летняя врач попала под амнистию и избежала наказания.