Кризисные явления в экономике и скачки курсов валют сильно ударили по многим промышленным предприятиям. В выигрыше оказались разве что экспортеры. Насколько я знаю, половина продукции НТМК идет на экспорт. Означает ли это, что для вашего предприятия ситуация на рынке сейчас благоприятная?
Алексей Кушнарев: Ситуация двоякая. Да, хорошо, что есть экспорт, который помогает сохранить устойчивость. Но есть и внутренний рынок, который сегодня практически не работает. Что происходит? Заказов сколько было, столько и осталось - особого спада не ощущается. А вот цены упали, и существенно. При этом такие показатели как себестоимость, затраты на единицу продукции начали расти. Если два года назад мы гордились тем, что затраты комбината самые низкие в отрасли, то сегодня я не могу похвастать такой эффективностью: мы в лучшем случае на третьем месте. В более выгодном положении находятся металлургические предприятия с полным циклом, которые выпускают конечный продукт в виде высокомаржинальных изделий (металлопрокат с покрытием, автолист и т.п.). У нас же сейчас максимальный передел - это железнодорожные колеса и строительная балка. НТМК производит 4,3 миллиона тонн стали в год, и в этом объеме 1,5 миллиона тонн слябов. То есть треть - это полуфабрикат, что, конечно, не лучшим образом сказывается на общих показателях.
Тем не менее, Алексей Владиславович, подводя итоги первого полугодия, вы отметили, что комбинат перевыполнил план по всем направлениям: производству чугуна, стали, отгрузке готовой продукции.
Алексей Кушнарев: В физическом объеме плановые показатели превышены на 2,5 процента. Думаю, и год закончим примерно с тем же результатом. Экономика хуже: мы хотели заработать больше денег, но в сегодняшней ситуации не получается. Хотя еще в начале года рентабельность была значительно выше благодаря резкому росту курса валют. Конечно, экспорт очень выручает.
Какие виды продукции сегодня приоритетны для НТМК, в том числе в плане экспортных поставок?
Алексей Кушнарев: Уже упомянутые железнодорожные колеса и балка, причем по первой позиции ситуация далеко не простая. Если раньше весь подвижной состав был в собственности ОАО "РЖД", то теперь вагонный парк принадлежит частным операторам, а те экономят на его обновлении. Рынок колес в последние годы значительно сузился - с миллиона штук в год до 600 тысяч. При этом только наши мощности позволяют производить 500 тысяч колес в год, плюс Выксунский металлургический завод может делать миллион.
Поэтому около трех лет назад мы решили выйти на зарубежные рынки. Работа по сертификации наших колес в Deutsche Bahn (Немецкие железные дороги, у которых самая сильная в Европе сертификационная организация) заняла почти два года: эксперты приезжали на комбинат, оценили всю технологию, начиная от выплавки стали до производства готовой продукции. Мы добились своего: получили сертификат и теперь поставляем свою продукцию в Европу. Недавно появились заказчики из Турции: они раньше покупали колеса в Китае, но, увидев наше производство, решили покупать продукцию ЕВРАЗ НТМК. Кроме того, мы получили сертификат Североамериканских железных дорог, позволивший продавать колеса в США и Канаду. Сейчас мы также присматриваемся к азиатским рынкам, в том числе к индийскому. Но наш основной продукт - это строительная балка. На НТМК работает единственный в России стан, который может производить прокат такого большого размера. Олимпийский Сочи практически весь был построен с использованием нашей балки. Эту продукцию охотно покупают и в Европе, где ценят высокое качество нижнетагильского проката, которое обеспечивается и нашей технологией, и использованием сырья Качканарского ГОКа.
За последние годы на комбинате реализована масштабная программа модернизации оборудования. Какие новые возможности она открыла?
Алексей Кушнарев: Мы существенно расширили сортамент балок - по размеру, геометрическим и механическим свойствам (используются новые марки стали и т.д.). За последние два года мы освоили выпуск около 50 новых профилей. В конвертерном цехе внедряем в производство новые марки стали - около сотни каждый год.
Ну и не надо забывать о новом проекте - шаропрокатном стане. Стальные шары используются в мельницах на горно-обогатительных комбинатах. Раньше для их производства применялся отбракованный металл, но сегодня горнякам требуется продукция другого качества, с повышенной прочностью. На комбинате есть шаропрокатный стан, но он довольно старый, поэтому мы приняли решение о строительстве нового, современного. Думаю, что к концу следующего года мы его построим и запустим.
Расскажите, пожалуйста, о проекте развития доменного производства.
Алексей Кушнарев: Раньше на комбинате было пять доменных печей, сегодня - две. Но при этом они обеспечивают конвертерный цех тем же количеством чугуна, что раньше производили пять домен. Наши печи работают с лучшими технико-экономическими показателями, но не за горами их остановка на капитальный ремонт, который может тянуться от трех месяцев до полугода. Но если остановить одну печь, то полкомбината будет простаивать. Мы не можем себе этого позволить, поэтому возникла идея строительства еще одной доменной печи. Затраты на строительство домны сопоставимы с потерями, которые может понести предприятие при остановке действующей печи на капремонт. Я надеюсь, что решение о реализации этого проекта будет принято в ноябре на совете директоров ЕВРАЗа. Если все получится, как задумано, то в конце 2017 года можно будет запустить новую печь.
Поскольку главная проблема сегодня - это падение цен, полагаю, приходится снижать себестоимость, сокращать затраты?
Алексей Кушнарев: Безусловно. Это вопрос номер один. Первое, с чего мы начинаем подготовку к новому году, - с программы оптимизации затрат. Принимаются любые предложения. Нужны мероприятия, которые можно осуществить с минимальными вложениями. Мы тщательно просчитываем эффективность инвестиций. Например, отремонтировали турбогенератор: новый сегодня стоит порядка миллиарда рублей, а в ремонт мы вложили около 200 миллионов.Мы поощряем и работников, и коллективы, которые вносят предложения по снижению затрат, внедряем идеи бережливого производства. Порой приходится действовать довольно жестко, чтобы заставить людей соблюдать порядок на рабочем месте. Но результат есть. Сегодня территория комбината очень чистая - это отмечают все, кто приезжает к нам. Давно нет и того дыма от мартеновских цехов, который раньше пугал всех еще на подъезде к Нижнему Тагилу. Остались еще проблемы в доменном цехе, но мы и их устраним, когда построим новую доменную печь.
Отражается ли сложная экономическая ситуация на трудовом коллективе? Удалось сохранить социальный пакет для работников?
Алексей Кушнарев: Без ложной скромности, по оценке профсоюзов, на ЕВРАЗ НТМК один из лучших социальных пакетов, и мы его сохраняем. На комбинате приличная зарплата - сейчас она в среднем 41,5 тысячи рублей и по итогам года рост составит около 10 процентов. Сегодня люди стали держаться за свои места. Завод стабильно работает, и зарплата выдается регулярно.
Что делается для поддержания корпоративного духа, сплачивания коллектива?
Алексей Кушнарев: В советские времена мы ездили всем цехом или бригадой в колхоз, на турбазы. Неформальное общение очень важно. Сегодня, к сожалению, многое утрачено, у заводчан мало общих интересов. Мы пытаемся изменить ситуацию с помощью разных корпоративных мероприятий. Например, наш лыжный пробег "Пять вершин" собирает не меньше народу, чем "Лыжня России". Причем он превращается в массовый праздник, куда люди приходят семьями. Целый год идет спартакиада - здесь застрельщиком выступает молодежь. У нас есть отличный загородный комплекс "Демидовский", где мы организуем турнир по спортингу среди работников комбината. Интересной оказалась инициатива ЕВРАЗа - проведение легкоатлетического благотворительного забега "Дай пять!", в котором приняли участие около тысячи тагильчан и качканарцев. Он стал настоящим спортивным событием для Нижнего Тагила. Комбинат по-прежнему содержит Дворец культуры. Ведь если бы не было ДК, куда бы пошли дети металлургов? Там отличные коллективы, например цирк "Аншлаг", который не раз становился лауреатом всевозможных конкурсов, в том числе международных.
Мы активно участвуем и в различных городских мероприятиях, социальных, благотворительных проектах, оказываем шефскую помощь школам и детсадам, спортивным командам. Ежегодно выделяем на благотворительность и социальные программы около 900 миллионов рублей. В этом году - в год 75-летия комбината - мы запланировали и уже реализовали целый ряд проектов, направленных на улучшение городской среды, поддержку малозащищенных горожан, волонтеров, не жалеющих времени на работу с детьми и подростками. Это важно, ведь на комбинат приходят уже сложившиеся люди, и от того, в какой среде они выросли, зависит и их отношение к работе, к своему трудовому коллективу, своему городу. Хорошо, что Нижний Тагил в последнее время развивается, становится краше, и горожане это чувствуют.