Соцрасходы составляют около трети бюджета. И минимум треть из этой трети - это всевозможные соцвыплаты и пособия, которые в нашей стране традиционно "привязаны" к какой-либо категории или социальной группе, и для их получения достаточно в эту группу входить. Но бюджет не резиновый (в минфине это формулируют так: нужно его оптимизировать). Поэтому список льготников нужно дополнить принципом "нуждаемости". Например, если отец многодетной семьи - богатый бизнесмен, то зачем ему весьма скромные детские пособия? Лучше перераспределить эти бюджетные средства "в пользу бедных".
В минтруде с внедрением этого принципа согласны - здесь был подготовлен законопроект об оказании мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости, его обсудили в Общественной палате.
Одна из мер - компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ сельским педагогам и медработникам. Когда-то эта льгота была введена, чтобы удержать интеллигенцию на селе. Но сейчас школы и амбулатории сохранились лишь в тех поселениях, где не нужно ни покупать дрова, ни таскать воду из колонки. Так что "компенсация" превратилась, по сути, в обычную добавку к зарплате. Как же изменится ее механизм, будет ли она зависеть от уровня доходов получателя? Этот вопрос мы адресовали минтруду.
"В настоящее время компенсация расходов на оплату ЖКХ для сельских врачей и учителей, занятых на должностях в федеральных госучреждениях, установлена в фиксированном размере - 1200 руб. в месяц, - пояснили в министерстве. - Что касается работников организаций, подведомственных региональным и муниципальным властям, для них принципы и механизмы компенсации определяют сами регионы".
И тут образовался полный разнобой. В одних регионах выплачивают фиксированную сумму, в других - компенсируют расходы по оплате ЖКУ. В некоторых регионах уже экономят: рассчитывают дотацию исходя не из фактической площади жилья, а по региональным социальным нормативам.
Цель законопроекта, поясняют в минтруде, ввести одинаковый подход к определению размера компенсации вне зависимости от региона, где живет учитель или врач. О полной отмене компенсации речи не идет, подчеркивают в министерстве. Но пока неясно, как определят принцип нуждаемости: будет ли помимо жилплощади учитываться также размер заработка семьи? В минфине настаивают именно на таком подходе.
Но в минтруде отвечают пока без конкретных деталей: "Размер компенсации будет устанавливаться с применением федеральных стандартов (предельной стоимости ЖКУ и соцнормы площади жилья) либо с учетом нормативов площади и потребления коммунальных услуг в регионе".
В Общественной палате, впрочем, законопроект раскритиковали. Принцип адресности подразумевает жесткий контроль за получателями льготы, нужно проверять их доходы, следить за подлинностью подаваемых документов. То есть администрирование подобного решения - дорогое удовольствие, настолько дорогое, что овчинка может не стоить выделки. "Мы пока не справились с легализацией 20 млн граждан трудоспособного возраста, которые не числятся на официальной работе, налогов и соцотчислений не делают, но тем не менее где-то заняты, чем-то зарабатывают", - отметили эксперты ОП. И предложили законопроект доработать: введение адресности требует строгого учета получателей, а прежде надо четко определиться с понятием нуждаемости и критериями ее определения (так, как это сделано при введении субсидирования оплаты ЖКХ малоимущим). Но этого разработчики законопроекта пока не сделали.