Тюремная система Киргизии превратилась в угрозу для общества

Девять заключенных, убив троих охранников, совершили побег из самой надежной, как не раз ее называли в Государственной службе исполнения наказаний (ГСИН) КР, тюрьмы в республике. Случившееся, по мнению экспертов, не столько показало халатность руководства СИЗО N50 - в отношении должностных лиц изолятора уже возбуждено уголовное дело, сколько в очередной раз продемонстрировало острую необходимость навести порядок во всей пенитенциарной системе Киргизии.

Самая охраняемая тюрьма. Была...

Для того чтобы уяснить весь масштаб чрезвычайного происшествия, нужно понимать, что такое следственный изолятор N50. С 2011 года, когда руководство республики объявило войну организованной преступности, в это СИЗО, расположенное в окрестностях села Нижний Норус (примерно в 10 километрах на северо-восток от Бишкека), изолировали в основном лидеров криминального мира страны.

Таким образом "авторитетов" изолировали, лишали их возможности общаться со своими "соратниками" на воле, влиять на свидетелей и следствие. Эта спецтюрьма, кстати говоря, была первой в республике, в которой установили так называемые глушилки. Их работа делает использование мобильных телефонов в радиусе нескольких сотен метров бессмысленным.

Журналисты, которым удалось побывать на режимном объекте, после говорили, что трудно вообразить, как можно из этого СИЗО сбежать. Настолько там высокие стены, крепкие засовы и профессиональная охрана. Единственный инцидент в следственном изоляторе произошел в конце 2013 года. Тогда заключенные временно отказались от приема пищи. Причиной тому якобы был судебный процесс над киргизским "вором в законе". Но та голодовка продолжалась недолго.

И вот убийство трех охранников и дерзкий побег девяти осужденных из СИЗО. Как же это произошло? Ответ на этот вопрос даст следствие. Но кое-какие детали случившегося уже известны.
Во-первых, видеокамеры наблюдения были выключены. По словам начальника главного оперативно-режимного управления ГСИН Саламата Абдиева, две недели назад сгорел системный блок. Во-вторых, как сообщил руководитель пресс-службы МВД КР Бакыт Сейитов, имеется оперативная информация о том, что сотрудники изолятора разрешали сбежавшим заключенным... гулять по тюрьме. Речь, напомним, идет о заключенных, приговоренных к высшей мере наказания - пожизненному лишению свободы - за совершение особо тяжких преступлений. То есть о тех, кому, если что, терять нечего.

Возможно, именно такое отношение охранников к "пожизненникам" и привело к трагедии. Согласно предварительным данным, первый сотрудник - майор Таалайбек Омурзаков - был убит после того, как в 23.30 открыл дверь камеры, в которой находились трое заключенных. У одного из них якобы были сильные боли в животе.

По словам бывшего заместителя председателя Госкомитета национальной безопасности КР Марата Иманкулова, побег особо опасных преступников из места заключения свидетельствует об ухудшении дисциплины и отсутствии порядка на режимном объекте. "Нельзя относиться к тем, кто приговорен к пожизненному лишению свободы, к тем, кто признан виновным в терроризме, как к рядовым преступникам", - считает Марат Иманкулов.

Все еще строится

Пожизненно лишенные свободы и ранее становились фигурантами криминальных хроник. В 2008 году один из них убил в 16-й колонии двух сотрудников ГСИН. И теперь новый кровавый инцидент. Все дело, по мнению экспертов, в том, что в республике до сих пор нет зоны особого режима. Поэтому "пожизненников" - всего их, согласно официальным данным, 303 человека - разбивают на группы и содержат в так называемых "локалках". Это огороженные высокими заборами с колючей проволокой участки территорий существующих колоний.

Возведение тюрьмы особого режима в республике идет, но очень медленно. Началось оно в 2007-м. Год назад руководство ГСИН организовало экскурсию для журналистов с целью продемонстрировать, что уже было построено.

Корреспондентов провели по коридорам, показали, как выглядят камеры тюрьмы изнутри. Занимавший тогда должность заместителя председателя службы Нурлан Орозалиев сказал: "Корпус практически готов к приему осужденных. Как только будут выделены средства на комплектование и обучение дополнительных штатных единиц, начнется заполнение тюрьмы заключенными".
Прошел год. И вот что говорит по поводу "особой" зоны на пресс-конференции, посвященной побегу девяти особо опасных преступников из СИЗО N50, начальник главного оперативно-режимного управления ГСИН Саламат Абдиев: "Объект еще не завершен. На 50 процентов готов первый блок, а строительство второго еще не начиналось".

Причина - нехватка финансов. Возведение тюрьмы для пожизненно лишенных свободы ведется на средства из госбюджета. С 2007 года на это потратили почти 200 миллионов сомов. Нужно, как говорят специалисты, по крайней мере еще столько же. И поэтому "пожизненников" продолжают содержать в "локалках". Достойной альтернативы им, как объяснил "РГ" на условиях анонимности один из сотрудников ГСИН, просто нет.

Спасти систему

Эксперты, тем временем, предупреждают: проблема не только в отсутствии тюрьмы особого режима. Приводить в порядок нужно всю систему исполнения наказаний Киргизии.
По словам правозащитницы Толекан Исмаиловой, сотрудники ГСИН получают маленькие зарплаты. Причем на мизерных окладах сидят и те, кто работает с заключенными. "Если нам нужны безопасные тюрьмы, то необходимо проводить реальные реформы на основе международных рекомендаций", - сказала она.

С этим согласны и в правительстве КР. Летом 2015-го была создана межведомственная комиссия, члены которой побывали в нескольких колониях и тюрьмах республики. После они представили отчет о том, что увидели.

"Содержание осужденных в исправительных учреждениях ГСИН на сегодняшний день не отвечает требованиям действующего законодательства. Не проводится работа по исправлению и воспитанию заключенных, в учреждениях не соблюдается распорядок дня. Основная масса осужденных ведет иждивенческий образ жизни и находится на полном содержании у государства. Их отрицательно настроенная часть имеет доступ к основной массе заключенных, что в конечном итоге приводит к насилию и отрицательно сказывается в целом на режиме содержания...

Состояние ограждений пенитенциарных учреждений и инженерно-технические системы охраны не соответствуют нормам безопасности...

В следственном изоляторе N1 в Бишкек при лимите 1300 мест содержится более 1800 подследственных, что является грубейшим нарушением законодательства. Вследствие этого регулярно выходят из строя канализация и водоснабжение. Состояние камер не соответствует санитарным нормам..."

Вывод, который сделала комиссия: рес-публика нуждается не только в новых тюрьмах, но и в изменении законодательства, чтобы уголовно-исполнительная система страны выполняла свои основные функции.

Компетентно

Чолпон Омурканова, глава общественного наблюдательного совета ГСИН:

- Нельзя говорить о безопасности в стране, не обеспечив безопасность в тюрьмах и колониях. Не секрет, что у нас есть учреждения, в которых заборы могут развалиться даже при небольшом ударе. То, что в мирное время были убиты сотрудники ГСИН, очень страшно и печально. Три семьи остались без отцов, мужей и сыновей. Мы просим обратить внимание на проблемы системы, потому что смерть сотрудников - это трагедия для всей республики.

Тем временем

Миллион сомов получит тот, кто предоставит правоохранительным органам страны информацию о местонахождении сбежавших из СИЗО N50 заключенных. Об этом заявил министр внутренних дел КР Мелис Турганбаев. Как сообщили в МВД, денежное вознаграждение объявлено в связи с особой опасностью преступников.

МВД КР обращается к гражданам республики с просьбой о содействии в поимке особо опасных преступников. Информацию об их местонахождении можно сообщить по телефону доверия (0312) 26-60-27, в дежурную часть МВД КР (0312 66-23-31, 26-60-66), ГУУР (0555-32-00-22), ГУБОП (0702-90-50-39), 10 - главное управление (0555-70-95-78), пресс-службу (0558-202-102).