В Вооруженных силах появятся свои "студенческие" городки

В этом году военные вузы побили все рекорды по наплыву абитуриентов. Средний конкурс пять человек на место. В некоторых училищах на погоны курсанта претендовали два десятка человек. Об особенностях учебы в армейских "бурсах" в беседе с корреспондентом "РГ" рассказал начальник Управления военного образования Минобороны генерал-майор Евгений Кучинский.

Евгений Владимирович, знаю, что у каждого военного вуза есть своя программа развития до 2020 года. Для чего нужны такие "дорожные карты"?

Евгений Кучинский: Эти программы комплексные. Их разработали после всесторонней оценки эффективности каждого учебного заведения минобороны, которую провели в прошлом году. Для каждого вуза выработаны свои рекомендации, но есть и общие для всех направления.

Прежде всего речь идет об упреждающей поставке туда современных образцов вооружения и военной техники. Планируется, что через пять лет доля такого учебного арсенала в вузах составит не менее 70%.

Второе направление - создание курсантских кампусов, которые обеспечат комфортное размещение личного состава и условия для качественной учебы, культурного развития, в целом для формирования личности профессионального военного.

Большое внимание в программах уделено ремонту, модернизации и строительству современной учебной, тренажерной, спортивной базы вузов. Наконец, необходимо обеспечить в наших образовательных учреждениях высокое качество военно-профессиональной подготовки офицеров.

Каждому выпускнику установили профессиональную планку?

Евгений Кучинский: Я бы сказал, что такая планка разработана для каждой категории выпускников. Например, определено, что курсант летного вуза должен за время учебы освоить конкретный тип самолета и иметь на нем в среднем не менее 170 часов налета. Командир мотострелкового взвода должен не только знать свои обязанности, владеть навыками обучения солдат, но и набрать до 250 часов вождения боевых машин, состоящих на вооружении Сухопутных войск, а выпускник Рязанского училища ВДВ за время обучения - совершить более 30 прыжков с парашютом в различных условиях, не говоря уже о профессиональной эксплуатации боевой машины десанта.

Я назвал лишь несколько требований к лейтенантам. На самом деле этот список гораздо шире и разнообразней.

Вы упомянули о курсантских кампусах. В армии появятся свои Гарварды со студенческими городками, научными лабораториями, спортивными центрами и вертолетными площадками?

Евгений Кучинский: "Кампус" - с латинского "поле, открытое пространство". За рубежом так называют территориально сформированные университетские городки. Любое наше училище и академия - это тоже городок со всей необходимой инфраструктурой.

Но мы вкладываем в понятие "курсантский кампус" более широкий смысл, понимаем его как образовательное пространство для формирования не только военного профессионала, но и всесторонне развитой личности. То есть не ограничиваем это пространство исключительно подготовкой будущих офицеров.

Старт созданию военных кампусов в 2013 году дало решение министра обороны о формировании при наших учебных заведениях научных рот. Тем самым в систему военного образования ввели выпускников гражданских вузов. Сегодня эта практика распространилась уже на 9 высших учебных заведений минобороны.

Следующим этапом стало создание при наших вузах школ для одаренных детей. Сейчас их три - школа IT-технологии при Военной академии связи в Санкт-Петербурге, инженерная школа при Военно-воздушной академии в Воронеже и спортивная школа при Военном институте физической культуры. Там ребята учатся в 10 и 11-м классах и углубленно изучают специализированные дисциплины.

Это как колледжи при крупных предприятиях: окончил - и сразу в цех?

Евгений Кучинский: Мы, конечно, хотели бы видеть выпускников таких школ в наших вузах. Но насильно загонять туда ребят никто не станет. Уверен, что после учебы они будут востребованы и в армии, и в гражданской жизни. Почему?

Допустим, в школе при Военной академии связи созданы классы сетевых технологий, кабинет мультимедийного оборудования, лаборатории программного обеспечения и робототехники. В обычной общеобразовательной школе таких специализированных аудиторий нет.

Если говорить об инженерной школе, то там развернут кабинет механики и беспилотных летательных аппаратов. Есть класс радио- и наноэлектроники, лаборатории оптических исследований и технологий, термодинамики и теплопередачи. Изучение специализированных дисциплин дает ребятам возможность больше узнать о летательном аппарате, работе его двигателя. То есть еще на школьной скамье они получают знания, необходимые авиационным инженерам.

В Военном институте физической культуры будущих чемпионов мира готовите?

Евгений Кучинский: Почему бы и нет, хотя такой конкретной цели никто перед нами не ставил.

В спортивной школе мы создали кабинет физиологии адаптации к физическим нагрузкам, тренажерный класс, лаборатории спортивной медицины и биомедицинских технологий. То есть в этой школе ребята не только обретут силу и ловкость, но и научатся понимать глубинные процессы, происходящие в организме человека при повышенных физических нагрузках.

А еще в прошлом году на базе Военной академии материально-технического обеспечения в виде эксперимента начали обучать по программе военной подготовки военнослужащих запаса студентов санкт-петербургских высших учебных заведений. Тем самым вовлекли в среду военного образования еще одну категорию наших граждан. Это очень важное дело, речь идет о подготовке квалифицированного мобилизационного резерва.

Непосредственное отношение к созданию курсантских кампусов также имеют всероссийские и международные предметные олимпиады, в которых участвуют не только учащиеся военных вузов, но и активно, а главное, успешно состязаются студенты ведущих гражданских вузов, военнослужащие иностранных государств.

15 тысяч курсантов и слушателей приняли в этом году на учебу в военные вузы

Кстати

Курсанты 1-го курса ежемесячно получают 2 тыс. рублей. После заключения контракта их денежное довольствие в зависимости от должности составляет от 12 до 14 тыс. руб. Больше всего платят старшинам рот, заместителям командиров взводов и командирам отделений. Кроме того, предусмотрены надбавки за выслугу лет, успехи в учебе и физподготовке. Например, отличнику каждый месяц дополнительно начисляют 25% от его оклада.