Дело в том, что полное переформатирование местной власти - а избираются не только депутаты местных советов всех уровней, но и мэры городов, проходит по новому закону, имеющему массу нюансов. Например, если выборы сельских и поселковых советов проходят по мажоритарной системе, то городские и районные - по пропорциональной с открытыми списками. И реальна ситуация, когда популярный и узнаваемый в отдельном округе кандидат может остаться без мандата, если его партия не преодолела барьер в 5% по городу или району. Причем сложной является и сама процедура распределения мандатов по итогам голосования, основанная на внутрипартийных рейтингах.
И потому уже сейчас наблюдатели из Комитета избирателей Украины и других общественных организаций, следящих за выборами, ожидают конфликтов, срыва подсчета подведения результатов и в целом подрыва доверия к выборам у населения. Более того, как следует из социологических опросов КМИС, большинство избирателей не в курсе, что они избирают местную законодательную власть всего на 2 года. Ведь если Верховная рада все-таки проголосует за конституционную реформу в части "децентрализации" власти (причем одновременно с предоставлением особого статуса республикам Донбасса), то уже в 2017 году должны состояться новые местные выборы в новых административных единицах - общинах. Однако относительную бюджетную свободу, и расширеные полномочия избранные в восресенье депутаты и мэры получат уже сейчас.
Впрочем, даже с учетом "переходного" характера новой власти на местах, от итогов воскресного голосования будет зависеть внутренняя и, возможно, даже внешняя политика Украины в целом. Не исключено, что она станет менее воинственной и агрессивной.
"Судя по всему, итоги нынешних выборов очень сильно делегитимизирует действующий состав Верховной рады. Потому что наверняка прибавят в весе "Батькивщина" и "Оппозиционный блок", и сомнительно, что улучшат позиции "Самопомощь", "Блок Петра Порошенко" и Ляшко. И это при том, что "Народный Фронт" Яценюка как реальная политическая сила в принципе перестает существовать, и его депутаты уже ищут себе новые партии на перспективу. В любом случае, срез общественного мнения сейчас будет сильно отличаться от зафиксированных настроений годичной давности по одному важному параметру - украинцы явно дадут понять власти, что хотят мира. Это настроение носится в воздухе и фиксируется социологией. Что говорить, если даже тонко чувствующий момент Коломойский вкладывается в партию "Возрождение", которые просто-таки голуби с оливковой ветвью в клюве, судя по их программе", - пояснил "РГ" известный украинский политконсультант и публицист Дмитрий Джангиров.
По его мнению, хотя между местными и парламентскими выборами прямой причинно-следственной, прописанной в законах связи нет, получившаяся после 25 октября диспропорция спровоцирует скорый распад коалиции, хотя бы по вопросу имплементации Минских соглашений, и создаст тем самым для Порошенко вполне достаточный процедурный предлог для роспуска парламента и назначения новых выборов. Причем этот шаг будет лояльно воспринят обществом - нынешняя Рада еще менее популярна, чем предыдущая.
"В действительности Петр Алексеевич смирился с тем, что Минские соглашения нужно исполнять, а войну заканчивать. И здесь неважно, что он говорит публично, куда симптоматичней прессинг на националистов и ультрапатриотов, поддерживаемый властью. Но при нынешней Раде, со всеми ее выходцами из батальонов и "евромайдана", зафиксировать мир, и провести конституционную реформу с учетом "особого статуса", будет сложно. И потому он может совместить неизбежное с приятным - удовлетворить Путина, Олланда, Меркель и даже частично США, но при этом избавиться от нынешней коалиционной оппозиции в лице радикалов во всех смыслах слова. К тому же очевидно, что ему проще вести дела и бизнес с "Оппозиционным блоком", чем с Ляшко и прочими голодными и жадными деятелями из "новой элиты". Поэтому и внеочередные парламентские выборы, и генеральное наступление на непримиримых патриотов, скорее всего, - ближайшая перспектива", - считает эксперт.