Во-первых, тексты в нем изящно дополняют рисунки художницы Оксаны Садовской, во-вторых, деньги на эту книгу девушки собрали благодаря модному нынче краудфандингу, то есть коллективному и добровольному сбору денег со всех, кто не безразличен к тому или иному проекту. Сборник "Бессердечная мускулатура" стал одним из самых успешных поэтических краудфандинговых проектов. О том, почему Яшка Казанова обратилась к своим поклонникам за поддержкой и зачем это нужно им, она рассказала "РГ".
Вы один из наиболее известных авторов сайта Стихи.ру. Есть ли рецепт, как стать популярным в сети? Что вообще для вас популярность?
Яшка Казанова: На мой взгляд, популярность, это когда тебя знает большее количество людей, чем знаешь ты. Рецепта популярности у меня нет. Я никогда не стремилась к ней и никогда не выстраивала планов по достижению тех или иных целей в плане популярности. Так что, в таком контексте, я бесполезна.
Вам важно, что думает о вас литературное сообщество - известные поэты и критики? Какое место вы отводите себе в литературе?
Яшка Казанова: Мне важно, что обо мне думают три человека в моей жизни. Ни один из них не является критиком, литератором или поэтом. Мне повезло.
Что думают другие люди, отличные от этой троицы, бывает важно, когда дело касается работы. Критика литераторов мне не любопытна. Я не тусовщик, наверное, ни в одной тусовке.
Какую поэзию вы любите?
Яшка Казанова: Люблю Бродского и Пушкина. Стихи не слишком люблю. Мне часто становится неловко, когда я читаю стихи других людей.
Ваше стихотворение легло в основу песни "Полчаса" Ночных Снайперов, книгу "Бессердечная мускулатура" поддержали Диана Арбенина, Тутта Ларсен, Оксана Фандера… Разве при поддержке таких людей вы не могли выпустить книгу "Бессердечная мускулатура" без сбора народных денег?
Яшка Казанова: Вопрос мне кажется странным. Разве каждое "молодец!", сказанное Вам теми, кому Вы небезразличны, автоматически монетизируется? Книгу можно было выпустить и на свои средства, но, на мой взгляд, это было бы неинтересно и несправедливо по отношению к тем 609 участникам проекта, которые вместе со мной пережили 45 дней совершенно особенных эмоций.
Вы доказали, что популярность в сети можно конвертировать в издание бумажной книги. Зачем вообще люди вкладываются в такие проекты? Хотят быть сопричастными к чему-то высокому?
Яшка Казанова: Может быть несколько вариантов: причастность, возможность купить книгу по самой низкой цене, новизна ощущений от еще не затертых крауд-проектов.
Недавно Борис Гребенщиков тоже решил приобщиться к краудфандингу - собрать деньги на новый альбом, что и сделал в считанные часы. И на него тут же обрушилась волна негатива, мол, Борис Борисович, вам-то это зачем, неужели самостоятельно альбом выпустить не можете? Зачем вам бумажная книга на деньги читателей в эпоху, когда все доступно в интернете. На книгах сейчас все равно не заработать… Может, в этом есть элемент игры?
Яшка Казанова: Мне хотелось сделать красивую вещь. В этом первоначальное назначение данной книги. Красивая вещь, которую можно осязать, обонять. Это книга "ни за чем". Как шелковый платок, который не греет, но необходим.
Я не отношусь к тем людям, которым важно издаваться, поэтому ‘бессердечная’ - это забава, игра, если угодно, охота или рулетка. Это новые ощущения, которыми, надеюсь, у нас получилось поделиться с теми, кто участвовал в забеге.
На издание вашей книги было заявлено 400 тыс руб, их собрали за 6 дней. В итоге проект набрал 1 105 000 руб. На что вы планируете потратить оставшуюся сумму?
Яшка Казанова: За вычетом всех процентов площадке, налогов, расходов на создание постеров, магнитов, выплаты вознаграждений, оплаты вечеринки-презентации etc. денег останется не так много, как видится. Планирую посмотреть на остаток и понять, на что его может хватить.
Кстати, есть специальная краудфандинговая платформа для писателей "Сбор-ник". Как считаете, нужна такая? Или проще собрать деньги на платформе не специализирующейся на чем-то конкретном?
Яшка Казанова: Я предпочла не платформу, а Ирину Лиленко-Карелину, которая совершенно готовый профи в области краудфандинга, но при этом сильно неравнодушный и порядочный человек. Мне повезло встретиться с ней совсем по другому поводу и за разговором о другом случайно принять решение о ‘бессердечной’. К тому времени книга была уже два года как готова к изданию - иллюстрации, верстка - но руки не доходили. Так что будь Ира с Луны, но Ира, мы бы на Луне это все делали.
Поэт - это профессия? Чем в жизни вы занимаетесь?
Яшка Казанова: Я - стратег, занимаюсь маркетинговыми коммуникациями в одном из крупнейших коммуникационных агентств СНГ.
"Бессердечная мускулатура" - сборник с сильным, мужским названием, но очень личный и женственный: "стучи по венам, бейся в ключицы, вой - / я голос пронзительный знаю наверняка/ как твой бессменный бессовестный часовой/, свой строгий пост не желающий покидать никак". Скорее это даже альбом стихов, дополненных иллюстрациями. Почему решили именно так "подать" свое творчество на бумаге?
Яшка Казанова: Оксана Садовская, художник, начала рисовать то, что у нее внутри виделось сообразно стихам, сверяя со мной на созвучие каждый рисунок. Так и вырос снежный ком текстов с рисунками и наоборот. Мы рассортировали его не отдельные снежинки. Посмотрели на получившееся. Нам показалось, что очень красиво получилось. Настолько красиво, что хочется не только посмотреть, но и потрогать. Вот потому и получилась бумажная ‘бессердечная’.
Почему удалили свою страницу на Стихи.ру, разочаровал этот проект? Ведь, скажем честно, там не мало и бездарных и проходных текстов - графоманство попросту.
Яшка Казанова: С появлением ЖЖ (это было как раз в то время) просто отсохла потребность использовать "спецплощадку". Мне не близка идея объединяться по принципу "кружок токарей", "кружок пекарей".
Поэтому уход со Стихи.ру был просто органичным шагом, но не какой-то декларацией.
До того, как стать автором на Стихи.ру, пытались опубликовать свои работы, носили их в "толстые" литературные журналы?
Яшка Казанова: Таким образом я просто училась работать в интернете - тогда в Ижевске, где я жила, только просыпался интернет как таковой. Публиковать ведь можно что угодно - я предпочла то, что писала. Ну а в журналы не носила, конечно. Не вижу для себя в этом смысла.
Павел Басинский, критик, писатель:
История с этой книгой - это знак перемен в самом воздухе бытования поэзии. Я бы назвал это полной победой демократиии над аристократией. В XVIII веке поэзия угождала царям и вельможам, в XIX-м ее оценщиками были уже известные поэты ("Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил..."). Так же было и в начале ХХ века. Молодому поэту, чтобы прославиться, нужно было принести свои стихи Блоку, Брюсову. Но и в советские годы работал тот же аристократический принцип. Бродского должна была заметить Ахматова, "шестидесятников" признать поэты старшего поколения. Пусть и с ревностью, но признать. А сегодня успех в поэзии определяется популярностью в Сети. А издание книжки за счет почитателей - это уже венец популярности, своего рода "бонус". Я думаю, в ближайшее время эта тенденция и будет побеждать. Хотите стать известным поэтом - идите в Сеть.