"Количество обходных маршрутов сегодня достаточно велико, и выбрать удобные стыковки не составляет проблемы, - напутствовал мня в дорогу главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Дефицита предложений на рынке, думаю, не будет. При этом в среднем, по оценке минтранса, между Россией и Украиной пассажиропоток оценивается примерно в 680 тысяч человек в год. Из них 400 тысяч пользуются услугами российских авиакомпаний".
Самый короткий "кривой маршрут" - через Минск. Туда я и отправился. Первая неожиданность - при покупке билетов. Их я приобретал заранее, когда еще работали прямые рейсы. Обходной маршрут оказался на несколько тысяч рублей дешевле. Правда, эксперты уверяют, что это ненадолго. Поднимется спрос - вырастут и цены.
Перед вылетом я с надеждой следил за лентами новостей. А вдруг договорятся? Авиавласти РФ и Украины вели переговоры. Наша сторона предложила снять ограничения на авиасообщение, в том числе на транзит, и руководствоваться нормами международного, а не национального права по авиасообщению.
Но, увы, полномочия украинских авиавластей были ограничены, и никакого решения они принять не смогли. Тем более что российская сторона выдвигала условия не преследовать экипажи, не обыскивать наши воздушные суда и не штрафовать российские авиакомпании, которые летят через Крым.
Теперь летать на Украину придется через Белоруссию, Турцию или прибалтийские страны. Все зависит от того, в какой украинский город вам надо. Так что командировка не отменяется.
Я в московском аэропорту. На первый взгляд вместе со мной первыми опробовать самый короткий стыковочный маршрут никто особо не спешит. Эта мысль пришла в голову почти сразу, на стойке регистрации. По крайней мере, в очереди со мной стояли не больше десятка человек. Однако в итоге самолет оказался заполненным полностью, пусть он и был ближнемагистральный. Как, кстати, и в Минске: одни пассажиры вышли, другие сели, и в результате снова нет свободных мест. И это несмотря на то, что первый день взаимного запрета на прямые авиарейсы пришелся на воскресенье. Прав эксперт "РГ": спрос на эти рейсы будет. Хотя они и хлопотные.
Полет до столицы Республики Беларусь занял 55 минут, потом почти полтора часа ожидания транзита - и снова в самолет. А там еще какой-нибудь час в небе - и я в Киеве. Хочется сказать сразу: новые "кривые" маршруты можно охарактеризовать словами "недалеко и долго". Самый короткий вариант рейса со стыковой занимает 2 часа 20 минут. И это только полетное время! Если прибавить ожидание следующей посадки, то получается около четырех часов. На остальных рейсах лететь еще дольше. Например, маршрут через Вильнюс будет на 35 минут длиннее, в то время как прямой перелет до Киева из Москвы раньше занимал всего полтора часа.
И главное, помните - выбирайте полет одной авиакомпанией. Тогда вы избежите нервотрепки по поводу задержки рейса, и не придется устраивать спринтерский забег по терминалу, чтобы успеть зарегистрироваться на следующий.
Кроме того, на руки сразу выдают посадочные талоны на оба сегмента. В моем случае, когда командировка занимает всего один день, я получил сразу и два обратных билета - Киев - Минск и Минск - Москва. И никаких очередей на регистрации! Правда, занять себя в аэропорту в ожидании рейса будет почти нечем.
Главная проблема путешественника на стыковочных рейсах - это где и почем поесть, как зарядить севший телефон и вообще чем заняться во время ожидания. Возникла эта проблема и у меня. Сегодня, когда почти у каждого есть мобильный телефон или планшет, "убить" время ожидания не так уж и сложно. Главное - найти бесплатный Интернет. В этом соревновании выиграл украинский аэропорт Борисполь: сеть имеется, она достаточно стабильная на любом из трех этажей терминала. Хотя и скорость очень плохая: не то, что фотографии, а даже и текстовые сообщения "уходят" долго.
В Минске бесплатный сеанс - только 15 минут, причем при подключении тебя предупреждают: зайти с одного устройства можно только один раз за 24 часа. Мне и одного-то раза зайти не удалось: после введения номера телефона на сайте услуги надо было дождаться SMS с паролем, но оно так и не пришло. Зато в возможности подзарядить телефон Минск опережает Киев. В залах ожидания есть не только розетки, но и бесплатные "шкафы" с кучей проводов-разъемов, где можно подзарядить телефон. Был бы Интернет...
При этом в Борисполе отыскать работающую и, главное, незанятую розетку очень сложно. Их мало, разбросаны по трем этажам они без всякой системы: та - в углу, эта - под лестницей, третья - вроде рядом, но вот незадача - заткнута специальной пробкой.
Поесть за чтением ленты в соцсетях тоже не получится - ни одно кафе или ресторан не имеют розеток у столов. Хотя, справедливости ради, пища усваивается лучше, если во время еды не отвлекаться на посторонние дела.
Итого: с десятой попытки, но все же мне удалось отправить эту статью в украинском терминале. Эх! А есть в мире такие аэропорты, где занять себя во время ожидания рейса вообще не является проблемой. Во Франкфурте-на-Майне работает казино, а в Амстердаме можно не только медитировать в специальной комнате, но и зарегистрировать брак.
В канадском Ванкувере пассажиров удивит океанариум, а Хельсинки предложит расслабиться, ожидая рейс в спа-центре. Сан-Франциско порадует бесплатным музеем авиации, а Гонконг - кинотеатром в формате 4D.
И, кстати, еда в аэропортах Белоруссии и Украины - дорогая (сговорились они, что ли?). Впрочем, эта беда касается, наверное, всех аэропортов мира, в которых создается впечатление, что гамбургер летел к вам на тарелку в бизнес-классе, и за ним была закреплена отдельная стюардесса. Впрочем, что хорошо - оплатить завтрак можно с банковской карты - деньги менять для этого необязательно.
Действительно, меньше всего сейчас стоит переживать тем, кто купил билеты на Украину: им все деньги вернут сполна, и системных проблем возникнуть не должно, полагает Федор Борисов, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики".
Трудности, по его словам, могут быть лишь в частных случаях, например, если гражданин купил билет на Украине за наличные деньги через какую-нибудь стороннюю компанию, да и то решить этот вопрос, скорее всего, получится, уверен эксперт.
Такого же мнения придерживается главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев: "Совершенно очевидно, что если вдруг у пассажира на руках есть билет с датой после введения запрета, он получит деньги обратно в полном объеме. Или сможет выбрать альтернативный вариант в рамках тех же дат. Многие авиакомпании уже оповестили своих клиентов информационными письмами на официальных сайтах".
Как будем летать
А как быть с полетами на море в Европу? В Болгарию, например? Ведь территорию Украины придется облетать. "Да, Украину надо будет облетать, - подтвердил Олег Пантелеев. - Естественно, это приведет к увеличению продолжительности рейса и стоимости билета. В результате, думаю, Болгария потеряет довольно много туристов, эта страна с точки зрения въездного туризма уже просела на треть. А россияне будут чаще выбирать Турцию".
Эксперт советует присмотреться к альтернативным предложениям иностранных авиакомпаний, которые вылетают из Москвы и других городов. Это может быть дольше по времени, но выгоднее по цене. И надо запомнить еще один момент: не стоит брать билет "туда-обратно" разными авиакомпаниями, такой вариант практически всегда будет дороже.
Что касается сообщения Москва - Киев и обратно, то здесь эксперт дает несколько вариантов. Самый удобный с точки зрения оперативности вариант - через Минск. Среди других более-менее коротких альтернативных маршрутов Москва - Вильнюс - Киев и Москва - Рига - Киев (2 часа 20 минут и 3 часа 10 минут соответственно). А самым продолжительным вариантом будет Москва - Баку - Киев (6 часов 40 минут).
Министр транспорта РФ Максим Соколов оценивал общие убытки авиакомпаний России и Украины от запретов на полеты в 7-8 миллиардов рублей в год (100-120 миллионов долларов). Международный аэропорт Киев подсчитал, что его потери составят около 30 процентов доходов, а президент "Международных авиалиний Украины" (МАУ) Юрий Мирошников озвучил цифру 30 миллионов долларов. По его словам, этих денег МАУ точно недосчитается.
"В доходе "Аэрофлота" падение объемов перевозок составит около 0,3-0,4 процента", - полагает Федор Борисов. Цифра ощутимая, но, мягко говоря, не смертельная. "Да, обидно, но не серьезно. Это все равно, что отказаться от званого ужина с друзьями, если зарплату урежут на такой же процент. А вот МАУ приблизительно может потерять 3-3,5 процента оборота, при этом это исключительно моя оценка. Как это скажется на прибыли, даже предположить трудно", - говорит Федор Борисов.
Подготовила Александра Воздвиженская