- С середины октября 2015 года Росимущество начало продажу имущества по новым правилам. Теперь информация о реализации конфиската публикуется в едином источнике - на сайте torgi.gov.ru.
На этом сайте уже размещаются сведения о проведении более 20 видов госторгов: это продажа, предоставление в аренду государственных и муниципальных нежилых зданий, строений и помещений, земельных и лесных участков, участков недр, водных объектов, распределение квот на вылов рыбы и вырубку лесных насаждений, мест для размещения рекламных конструкций, продажа арестованных квартир и автомобилей, земли под жилищное строительство, - объекты, интересные как бизнесу, так и населению.
Ни для кого не секрет, что государство владеет большим объемом собственности, природных и земельных ресурсов. Продажа имущества и привлечение частного капитала осуществляется на торгах. Это делается для того, чтобы найти оптимальное, эффективное предложение. До появления сайта torgi.gov.ru информация о торгах публиковалась в огромном количестве печатных изданий и на различных сайтах. Были случаи, когда газета выпускалась ограниченным тиражом и даже этот тираж выкупался заинтересованными лицами, лишь пара экземпляров газеты хранилась в администрации для возможных проверок.
Может быть, помните, в СМИ фигурировала история, когда за несколько сотен тысяч рублей был продан автомобиль класса "люкс". Проблема состояла именно в том, что доступ к информации о продаже был существенно ограничен. Такое положение позволяло недобросовестным чиновникам продавать имущество аффилированным лицам по низким ценам.
В 2010 году было принято решение о том, чтобы все процессы продажи госимущества и принадлежащих государству и муниципалитетам имущественных прав и ограниченных ресурсов перевести в публичную плоскость. При этом к информации должен иметь доступ любой желающий без каких-либо затрат.
Начало сайту torgi.gov.ru было положено с аренды государственного и муниципального имущества. Заключению договоров аренды обязательно стала предшествовать публичная оферта, которая размещалась на федеральном интернет-портале - torgi.gov.ru. Это значит, что любой договор стал заключаться не в кабинетах, вход в которые знали только избранные.
С появлением этого сайта любое заинтересованное лицо может не только бесплатно найти необходимую информацию о торгах из любой точки планеты, где есть Интернет, но и проследить за ходом проведения торгов и их результатами.
Создавая единую площадку для всех государственных и муниципальных торгов, мы преследовали цель сделать независимый общероссийский ресурс. Этот сайт в разы снизил издержки, в том числе финансовые, на сопровождение процедур торгов, сократил нагрузку прежде всего на муниципальных служащих, на местные бюджеты.
Сайт позволяет любому гражданину, в основном предпринимателю, где бы он ни находился, в поисковой строке найти, что и в каком регионе ему необходимо, и получить подборку актуальных оферт государства.
За время существования сайта уже реализовано более миллиона объектов. В месяц размещается более трехсот тысяч уникальных предложений. С такими показателями сайт torgi.gov.ru является одной из крупнейших баз бесплатных объявлений, если хотите, "досок объявлений".
Уже сейчас можно сказать, что государственный портал торгов претендует на то, чтобы стать единой платформой для привлечения частных инвестиций в государственный сектор. И эти инвестиции исчисляются миллиардами рублей в доходах бюджета.
В целом сайт торгов решает сразу несколько задач: привлекает инвесторов к участию в торгах, повышая конкуренцию на них, обеспечивает прозрачность процесса реализации имущества, снижая коррупционные риски.
- Почему госорганы не могут размещать объявления о продаже на всенародно известных сайтах?
- Мы только приветствуем, когда госорганы помимо обязательных способов информирования самостоятельно ищут иные возможности привлечения претендентов на объекты. В инициативном порядке создаются региональные порталы, на которых также можно найти информацию о торгах, проходящих в границах региона, например, единый портал торгов Московской области. Однако публикация сведений в данных источниках не является обязательной, как в случае с сайтом torgi.gov.ru. Кроме того, многие государственные органы дублируют информацию на своих официальных сайтах. В случае продажи федеральной собственности объявления об аукционах можно также найти на сайте Росимущества.
- А что, если организатор торгов не хочет размещать информацию о торгах на сайте? Например, чиновник планирует продать государственный объект по дешевке "своим людям".
- Действующие законодательные акты предписывают организаторам торгов в обязательном порядке размещать информацию о проводимых конкурсах и аукционах на сайте torgi.gov.ru. В случае если организатор не разместил извещение на сайте, любое заинтересованное лицо, чьи права были ущемлены, может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу и результаты торгов признают недействительными. И еще: с 1 января 2016 года за неразмещение информации на сайте торгов вводится административная ответственность для чиновников.
- Бизнес заинтересован в участии в государственных инвестиционных торгах или в кризис компании не принимают активного участия в аукционах?
- Это же экономика - бизнес принимает участие в торгах, когда видит выгоду инвестирования в объекты, продаваемые или предлагаемые в аренду государством. За последнее время государством было реализовано немало таких объектов. Хотя и стоит признать снижение инвестиционной активности в последнее время. Большой интерес вызывают участки недр, лесные участки, земля под жилищное строительство, акции госкомпаний. Однако далеко не все аукционы, которые проводит государство, оказываются эффективными. Нередко госторги проваливаются.
- Почему это происходит? Что надо делать, чтобы этого избежать?
- Одна из основных причин, по которой торги по передаче прав в отношении государственных объектов не приносят никаких результатов, это недостаточная информированность населения о проводимых торгах. Частный бизнес и потенциальные инвесторы иной раз даже не знают, что государство выставило на торги тот или иной объект. Отсутствие информации у людей приводит к тому, что конкурс или аукцион по продаже (аренде) какого-нибудь объекта объявлен, а организаций, подавших заявку на участие в торгах, нет. Таким образом, торги по продаже одного и того же объекта могут повторяться неоднократно, а результат будет прежним.
Ежемесячно на сайте фиксируется свыше полумиллиона посетителей. Я могу констатировать, что это мало. Но все-таки более активная деятельность конкретных чиновников, занимающихся имущественными вопросами, могла бы сделать торги более эффективными. Это могут быть роад-шоу, публичные показы объектов для привлечения инвесторов, рассылки по заинтересованным компаниям.
Минэкономразвития со своей стороны будет усиливать свою работу по популяризации сайта. Поскольку, несмотря на его растущую посещаемость, многие о нем до сих пор не знают, в то время как использование ресурса могло бы помочь бизнесу в решении важных задач.
- Какую информацию предоставляет сайт сейчас?
- Сейчас сайт позволяет найти подходящее предложение о покупке государственной земли или леса, предложение об аренде или приобретении в собственность имущества для размещения производственного цеха, магазина или офиса, о покупке жилой недвижимости или автомобиля. За пять лет, которые мы прошли с момента запуска сайта, количество видов торгов, в обязательном порядке опубличиваемых на единой интернет-площадке, превысило двадцать.
С этого года на сайте публикуются предложения о предоставлении мест для размещения рекламных конструкций, лицензий на оказание услуг связи, о реализации конфиската. С 1 января 2016 года на портале torgi.gov.ru будет размещаться информация о проектах государственно-частного партнерства. Для таких проектов тоже предусматривается конкурсный отбор частных инвесторов.
Причем заинтересованным лицам не надо ежедневно мониторить новые предложения, на сайте есть специальная возможность оформить бесплатную подписку на объекты по определенным критериям и ежедневно получать подборку объектов.
- Какие еще возможности сайт дает пользователям?
- Мы получаем массу писем с вопросами, связанными с организацией и проведением торгов. И несмотря на то что много тем находится в компетенции других ведомств (например, за сферу недропользования отвечает минприроды, за распределение квот на вылов водных биоресурсов - минсельхоз), стараемся предоставить пользователям ответы на все вопросы, не ограничиваясь функционированием сайта. Для этого мы запустили на сайте форум, ведем странички в социальных сетях, принимаем обращения на специальный электронный ящик: torgi@economy.gov.ru.
Сайт становится "единым окном" входа для граждан, интересующихся торгами, планирующих приобрести имущество.
Уже несколько лет все жалобы на нарушение процедур торгов, решения и предписания антимонопольных органов размещаются на сайте. Прямо с сайта можно перейти на портал госуслуг для подачи жалобы в ФАС.
- В каких направлениях вы видите перспективы развития сайта?
- Здесь стратегическая задача сформировать мощную систему анализа конъюнктуры рынка. Она должна давать статистику по ценам, поступлениям в бюджет, количеству участников торгов, представление о том, какой спрос на то или иное имущество, какие факторы препятствуют эффективным торгам и так далее. Каждый гражданин и предприниматель должен знать, кто, где и за какую цену заключает имущественные сделки с государством. Вся информация будет способствовать проведению взвешенной политики в имущественной сфере.
В идеале сайт должен стать полнофункциональным ресурсом, позволяющим видеть всю картину оборота государственного и частного имущества, реализация которого проходит под контролем государства.
Про тактические задачи. Мы сейчас развиваемся по двум основным направлениям: вширь и вглубь. Во-первых, пытаемся увеличить номенклатуру торгов, информация о которых будет содержаться на сайте. Количество видов торгов должно расти. Мы работаем над этим. У нас есть предметные предложения, мы выходим с ними в правительство и оно нас, как правило, поддерживает.
Минэкономразвития дорабатывает законопроект о переводе на процедуры торгов продаж имущества ГУП и МУП. Он определяет источником публикации извещений о таких продажах сайт torgi.gov.ru. В ближайшее время мы планируем внести законопроект в правительство.
Также нам надо завершить работу по законодательному определению сайта в качестве обязательного источника для торгов по распределению мест для рекламных конструкций, лицензий связи. Мы уже сделали специальные разделы, и информация в них активно публикуется, что показывает правильность решения. Теперь необходимо легализовать сложившуюся практику.
Еще по одному виду торгов - предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов - мы нашли взаимопонимание с минпромторгом. В подготовленном ведомством законопроекте о регулировании нестационарной торговли нашло отражение требование о публикации информации о торгах на сайте.
Во-вторых, необходимо обогатить информацией те виды торгов, которые уже есть на портале. Пока в основном публикуется самая основная информация: о выставляемом имуществе, цене, дате и месте. Но часто объекты на торгах - это "кот в мешке" - информации недостаточно для принятия решения. Чтобы это исключить, надо обязать организаторов торгов размещать отчеты об оценке имущества, фотографии объекта, делать ссылки на публичную кадастровую карту.
Предстоит еще непростой путь по консолидации на этом ресурсе всей необходимой информации о деятельности государства в имущественной сфере. Мы стремимся к максимальной открытости.