27.10.2015 00:20
    Поделиться

    Кулинарным мастер-классам спрогнозировали долгую жизнь

    Один из популярных способов монетизации кулинарного таланта - авторские мастер-классы. Сегодня их проводят все: успешные фуд-блогеры, именитые шеф-повара, серьезные рестораторы и просто знаменитости. Кулинарный мастер-класс - это не школа и не курсы, он не требует серьезных временных и материальных ресурсов. Это скорее стремительно набирающий популярность вариант досуга для жителей мегаполисов.

    Они становятся все популярнее с каждым годом. Еще несколько лет назад кулинарные мастер-классы проводили в основном рестораны для привлечения клиентов и дополнительного заработка, а также кулинарные студии со своими поварами. Первые, как правило, устраивают мероприятия со своими шефами в своих же помещениях. А студии - это уже самостоятельный бизнес с арендой, покупкой помещения, наймом сотрудников и другими бизнес-процессами. В последнее время ситуация меняется. Сейчас многие, у кого есть своя онлайн-аудитория, проводят мастер-классы. Это и фуд-фотографы, и повара, и просто популярные фуд-блогеры. Чтобы дело приносило стабильный доход, мероприятия должны быть регулярными, а посещаемость хорошая. Но сделать качественный мастер-класс для большой компании (более 10-12 человек) невозможно. Это уже будет гастрономический вечер, где повар готовит, а люди наблюдают. Поэтому чаще всего мастер-классы у "непрофессионалов" - это дополнительная популярность для автора мероприятия и его личный досуг.

    Обычно встреча длится 3-3,5 часа. За это время можно провести короткую вводную лекцию, приготовить несколько блюд и завершить мероприятие дегустацией с вином или другим "тематическим" алкоголем. Средняя стоимость мастер-класса - 2-6 тыс. руб. за одного участника. Средняя цена корпоративного мастер-класса в Москве - 4 тыс. руб. на человека. "Некоторые добавляют к этой сумме сервисный сбор и НДС, то есть в по Москве стоимость мастер-класса может варьироваться от 3,5 до 6 тыс. руб. на человека в зависимости от студии, набора и количества блюд. Как правило, эта цена включает в себя стоимость самого мастер-класса, налоги и сборы, а также безалкогольные напитки", - говорит Маргарита Быченко, генеральный директор "Правильного агентства".

    Елена Савельева, специалист по рациональному питанию и автор ресурса Savelevaelena.com, регулярно проводит кулинарные мастер-классы в Санкт-Петербурге. По ее словам, стоимость мероприятия (до 2000 руб. на человека) формируется из стоимости аренды и уборки помещения, продуктов и гонорара автора. Елена ищет помещения под каждый мастер-класс. Стоимость аренды подходящего помещения в Петербурге 5-11 тыс. руб. за 3-5 часов. Но отдельные студии требуют 20 тыс. рублей за полдня или 5 тыс. руб. в час.

    С некоторыми владельцами помещений легко договориться на необходимые условия в обмен на рекламу. "Расходы связаны прежде всего с арендой помещения, покупкой продуктов. Если проводить мастер-класс в хорошо оборудованной студии, то больше ничего не требуется. Как правило, даже уборка помещения входит в аренду", - отмечает Елена.

    Нина Макогон, основатель агентства HAVAR Communications, прекрасно знакома с гастрономическим миром столицы. По ее словам, помещения в центре Москвы наиболее востребованы для мастер-классов. В будние дни вечером - это час пик проведения подобных мероприятий - добираться в центр города легче.

    Рестораны, как правило, проводят мастер-классы на своих площадках. Поэтому основной вопрос для них не найти помещение, а привлечь партнеров и аудиторию. Часто даже кулинарные школы организуют обучение на территории ресторанов, шефы которых также задействованы в мероприятиях.

    "В столице выбор площадок есть, тут все зависит от технических требований, таких как вместимость, транспортная доступность, стоимость аренды, техническое оснащение. У нас имеются две свои студии, поэтому выбор площадки сложности не составляет. В целом наблюдается тренд к размещению площадок в торговых центрах. Их стоимость варьируется от 1,5 до 10 тыс. руб. в час. Разница существенная", - полагает Павел Обойшев, коммерческий директор студии SergioLeone.

    Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Ирина Зубарева

    Серьезные обучающие мастер-классы проводятся редко. Чаще всего мастер-класс - это интересное и необычное развлечение. Люди идут за атмосферой и "праздником", а потом уже за едой и информацией. Интерес к той или иной кулинарной тематике во многом диктует мода, и наиболее популярные темы мастер-классов посвящены кухне, которая "на коне" в тот или иной момент.

    "Несколько лет назад мы пережили волну интереса к японским и итальянским блюдам. Сейчас, в том числе и в свете санкций, видим разворот в сторону русской кухни и кулинарных традиций постсоветского пространства. Хотя в La Mia Georgia широко представлено европейское меню, наибольший интерес вызывают именно грузинские блюда. Начинающие гурманы очень практичные люди, и они хотят научиться готовить интересные, но в то же время достаточно простые и понятные блюда. И больше всего востребованы мастер-классы по рецептам, которые полезны обычному человеку в повседневной жизни, - рассказывает Николай Шенгелия, сооснователь ресторана La Mia Georgia. - Среди мастер-классов, не связанных с национальными кухнями, по нашим ощущениям самой популярной темой остается мясо. Во-первых, это желанный элемент почти на каждом российском столе. Во-вторых, именно в приготовлении мяса так важны тонкости и различные лайфхаки, которыми может поделиться профессиональный шеф на занятии".

    Среди корпоративных клиентов самые популярные направления итальянская и французская кухни. А также сезонные мастер-классы. "Зимой праздничная и рождественская тематика, весной это пасха и блюда из фруктов, летом блюда из мяса на гриле, дачные идеи, осенью блюда из овощей и тыквы, особенно в Halloween", - поясняет Виктория Комарова, директор по развитию Кулинарной Студии Clever.

    Аудитория мастер-классов у кулинарных студий разная. "Наша целевая аудитория - это мужчины и женщины 25-40 лет, которые хотят необычно провести время, не просто посидеть в ресторане или баре за бокалом вина, а узнать что-то новое, вкусно поесть, познакомиться с интересными людьми или пообщаться со своими друзьями или родными", - рассказывает Алекс Бланк, совладелец международной сети развлекательных кулинарных центров Culinaryon.

    Кондитер Екатерина Половнева не первый год ведет свой блог в социальных сетях и проводит мастер-классы. Ее формат - мероприятия для домохозяек, начинающих кондитеров, это больше похоже на женский клуб, девушки общаются на разные темы, вместе обедают. "Если говорить о моих клиентах, то в большей массе это женщины в декрете, которые хотят научиться печь и красиво украшать тортики и другую выпечку, чтобы радовать свою семью. Я думаю, что этот сектор будет активно развиваться, сейчас в моду вошел хэнд-мейд, все хотят делать своими руками подарки, выпечку и т. д.".

    Отдельное направление "вкусного" бизнеса - это кулинарные мастер-классы для детей. Это уже современный тренд - не экономить на детях, а мастер-классы, как правильный досуг для малышей, становятся все популярнее у родителей.

    "Чаще всего мы готовим конфеты, десерты и выпечку. Средняя стоимость детского мастер-класса по Москве 800-1600 руб. Цена зависит от используемого сырья, трудозатрат в подготовке и, конечно, работы ведущего. 60 минут - это максимальное время мероприятия для детей до 7-8 лет, те, кто постарше, могут оценить мастер-класс в 60-90 минут. В течение этого времени ребенок успевает приготовить полноценный ужин или обед: одно горячее блюдо (паста, пицетта, тефтельки с овощами, бургеры) и напиток (чай, молочный коктейль, лимонад из свежих ягод и фруктов)", - подчеркивает Лолита Хайдарова, генеральный директор сети семейных кафе-кондитерских "АндерСон".

    Эксперты уверены: в ближайшее время нас ждет еще больший бум на кулинарные мастер-классы, так как мода на кулинарных рок-звезд (так называют шеф-поваров) типа Вильяма Ламберти, братьев Березуцких, Владимира Мухина набирает обороты. Поэтому ниша будет развиваться и дальше, представляя избалованной московской публике все новые варианты.

    Поделиться