Его цель - до 2018-го увеличить экспорт дизельного топлива через порт Приморск на Балтике с 8,5 до 25 миллионов тонн в год. Для этого трубы, по которым еще совсем недавно перекачивали сырую нефть, перепрофилируют под транспортировку светлых нефтепродуктов.
В Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областях проект реализует предприятие "Транснефть - Балтика". Оно перепрофилирует под транспортировку нефтепродуктов нефтепровод Ярославль - Кириши-2. Весной 2015 года его вывели из эксплуатации, а в начале лета начали готовить под новое назначение участок протяженностью 521 километр. Конечно, просто так заполнить трубопровод дизельным топливом вместо нефти невозможно, речь идет о сложнейшем процессе, включающем зачистку внутренней полости трубы. Технология работы такова: трубопровод делят на отрезки по нескольку десятков километров, которые изолируют друг от друга и под большим давлением промывают химреагентами с использованием механических скребков.
Екатеринбургская компания "Уралпласт" стала поставщиком растворителя для очистки внутренней поверхности нефтепроводов от остатков нефти и так называемых АСПО - асфальтосмолопарафиновых отложений. Принималась во внимание не только растворяющая способность реагента, но и его влияние на качество дизтоплива. Предложенная уральцами разработка устроила заказчика по всем параметрам.
- Разработанный по заказу "Транснефти" реагент ForeSP-2 способен не только растворять загрязнения, но и предотвращать их появление при дальнейшей эксплуатации трубопровода, - рассказывает исполнительный директор компании "Уралпласт" Илья Балюков. - Лабораторные испытания показывают, что внутренняя поверхность трубы очищается до блеска, что позволяет в дальнейшем транспортировать дизельное топливо стандарта "Евро-5" без потери качества.
Специалисты отмечают, что разработка также может найти применение при очистке любых трубопроводов, в частности, на добывающих промыслах северных нефтегазоносных территорий УрФО.
В компании подчеркивают, что для производства реагента используют сырье ряда местных предприятий. Так за счет углубления региональных кооперационных связей повышается конкурентоспособность готового продукта. А это немаловажно в условиях экономических санкций и нестабильности на валютном рынке.
Это не единственный продукт уральских химиков, применимый при реализации проектов транспорта углеводородов. Так, разработанная в компании противотурбулентная присадка препятствует завихрению потока нефти в трубопроводе и способна существенно увеличить скорость транспортировки "черного золота".