Как правило, у них еще и крепкие позиции во внешней политике. У России есть все шансы соединить богатство, которое нам подарила природа, с тем, что мы можем создать своими руками и умом. Пока страна этим шансом пользуется не в полной мере: вклад химотрасли в экономику страны не дотягивает до двух процентов. Радикально изменить ситуацию может организация работы химпрома по кластерному принципу.
Замгендиректора "Татнефтехиминвест-холдинг" Лейсан Абзалилова отметила, что активное применение кластерного подхода в развитии нефтегазохимии могло бы дать ей существенное ускорение. Именно в сегменте нефтегазохимии в мире сосредоточено наибольшее количество кластеров. И как правило, там концентрируется большое число предприятий малого и среднего бизнеса. "Очень хорошо кластеризуются подотрасли химии с конечным переделом (полимеры, изделия из них, продукция "тонкой химии"), чему в мире есть большое количество примеров.
Основа таких кластеров - производители различных пластиков, для них подобная структура очень удобна. Технологически они тесно связаны с нефте- и газоперерабатывающими заводами и за счет территориальной локализации удобно кооперируются, чтобы добиваться более выгодных поставок первичного сырья и реализации совместных НИОКР и инновационных проектов, выработке инициатив по нормативному обеспечению своей деятельности, подготовке персонала. Здесь кластерная политика дает много плюсов, и России следует внедрять такой же подход в области глубокой переработки нефтегазового сырья", - подчеркнула эксперт.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил "РГ", что сегодня нефть и газ не могут быть сами по себе драйверами экономического роста страны. Дефицита нефти на рынке нет, а спрос на газ у основного нашего потребителя (Европы) падает из-за внутренних проблем с экономикой. Выход - глубокая переработка нефти и газа в "сложную" конечную продукцию. И достичь этого может помочь опять-таки кластерный принцип организации работы нефтегазохимии:
- Приведу пример. Одна компания BASF в прошлом году произвела продукции больше, чем вся химическая отрасль России, - отметил он. - Химия повсюду вокруг нас, и, если мы не будем производить эту продукцию сами, будем терять огромные деньги. Но если изменим подход к организации нашего химкомплекса, можем неплохо зарабатывать, чему способствует доступная колоссальная сырьевая база. Примерами новой организации работы я бы назвал химкластеры Татарстана и Башкортостана. Но пока это лишь отдельные примеры, а общего кластерного поля в стране нет. Как результат - низкая доля продукции химпрома в ВВП. В Китае она чуть ли не в 10 раз больше. И для внедрения кластерного подхода в химпроме надо принимать меры, которые я бы назвал аварийными. Необходимо достичь китайского уровня доли химпрома в ВВП за 7-10 лет.
По мнению эксперта, для этого можно было бы привлечь и Банк развития БРИКС, который уже создан. Главное - политическая воля и очень жесткий контроль.
Председатель совета директоров группы компаний "РУСКОМПОЗИТ" Сергей Фахретдинов подчеркнул, что в России процесс создания химических кластеров пока находится в стадии зарождения.
- Для подобных бизнес-моделей необходима четкая позиция глав регионов. Поддержка власти и уверенность самих властей, что они занимаются важным и перспективным делом, дает хороший шанс на реализацию кластерных проектов, в том числе и по химпрому, который является одной из наиболее подходящих отраслей для кластеризации, - добавил Сергей Фахретдинов.
Заместитель генерального директора "Научного парка МГУ" Василий Петреченко отметил проблему с инфраструктурой для масштабирования технологий: "Химикам известно, что масштабирование процесса должно осуществляться поэтапно. Желательно, чтобы шаг процесса не превышал трех порядков. Иными словами, от лабораторной установки с объемом реакционной зоны 1 литр можно переходить к объему реактора 1 кубометр (увеличение в тысячу раз), но не к реакторам в 100 кубометров, - подчеркнул он. - Научные коллективы, которые разработали какой-то новый технологический процесс, не могут внедрить его на практике, поскольку к действующему оборудованию на заводе их никто не подпустит, а без него они не способны оценить даже выход реакции, не то что точно рассчитать экономику. Поэтому на рынке есть острая потребность в "полигоне" для химических технологий".