Так, в этом году Архангельская область получила более 450 миллионов рублей из федерального бюджета на финансирование программы "Развитие АПК". В 2014 году эта цифра составляла 607 миллионов рублей. Основное сокращение затронуло возмещение части процентной ставки по кредитам сельхозпроизводителей - с 314 миллионов рублей до 160 миллионов в этом году.
Кроме того, почти на 100 миллионов рублей уменьшились дотации из бюджета Архангельской области: с 685 миллионов в 2014 году, до 593 миллионов в 2015-м.
Основными получателями субсидий остались производители и переработчики молока. На эти цели выделяется в общей сложности 378 миллионов рублей.
- Удалось увеличить федеральную поддержку по молоку. Изначально нам предлагали только 17 миллионов, но в ходе обсуждения увеличили эту сумму до 63 миллионов рублей. Но это все равно меньше, чем в 2014 году, - считает министр агропромышленного комплекса Архангельской области Дмитрий Корельский.
В целом размер субсидии в регионе составляет около семи рублей за литр молока, из них пять рублей - поддержка из областного бюджета, а остальная часть федеральная, которая рассчитывается в зависимости от труднодоступности района. Дотация выплачивается производителям, то есть тому, кто фактически произвел литр готовой продукции. Так было решено поддержать молокозаводы, которые закупают дорогостоящее оборудование, вкладывают инвестиции. Некоторые специалисты молочной отрасли считают, что в таких мерах субсидирования заложена большая коррупционная составляющая. Вводить или нет субсидию на литр молока, каждый регион решает самостоятельно. Например, в Вологодской области такой меры поддержки не предусмотрено местным бюджетом, в Ненецком автономном округе - есть.
- В регионе необходимо снизить величину поддержки за реализацию молока на два рубля за литр, - заявляет председатель фермерской ассоциации Архангельской области Михаил Силантьев. - Даже вернувшись на уровень 2013 года, когда размер региональной субсидии был три рубля за литр, в итоге мы получим больше пяти рублей за литр молока. А это самый высокий показатель по России.
По словам эксперта, высвободившиеся деньги из бюджета, а это около 100-200 миллионов рублей, нужно перенаправить на поддержку остальных отраслей сельского хозяйства области.
- Согласно статистике, поголовье коров ежегодно уменьшается, несмотря на дотации, примерно на 10 процентов в год. При этом рост производства молока похож на приписки, которые делают для получения государственных субсидий. К тому же необходимо иметь в виду и такой факт, что в личных хозяйствах населения, которые никаких дотаций от государства не получают, находится около 30 процентов всех сельхозживотных, и эти хозяйства производят около 40 процентов всего молока в области, - рассуждает Силантьев. - Можно лишь представлять, сколько эти граждане произвели бы того же молока, если бы и им досталась хоть какая-то господдержка.
Отметим, что помощь личным подсобным хозяйствам на федеральном уровне предусмотрена в виде программы поддержки сельской кооперации - на строительство молокосборных пунктов, овощехранилищ, пунктов переработки. Но пока такой вид финансовой помощи не практикуется в Архангельской области. Ведь для получения господдержки необходимо иметь разработанную региональную базу, а в Поморье она отсутствует.
- Министерству сельского хозяйства региона легче делить деньги между несколькими крупными предприятиями, а связываться с многочисленным малым бизнесом оно не желает, - резюмирует Михаил Силантьев. - Кроме того, упор на молочную отрасль привел агрокомплекс к практически полной ликвидации свиноводства, птицеводства, овцеводства и других направлений. Практически нет у нас хлеборобов - основы сельского хозяйства, нет сети закупочных кооперативных пунктов, сельхозконсультации и многого другого.
Эксперты видят несколько выходов из ситуации. Во-первых, необходимо сделать упор на разработку тех программ, которые финансируются федеральным бюджетом. Например, это целый пакет по поддержке фермерства, сельской кооперации, садоводства, модернизации ферм. Во-вторых, необходимо принять программу поддержки личных хозяйств, выделив хотя бы небольшие средства для них. В-третьих, создать в области систему сельхозконсультационных пунктов, где каждый, кто решил заниматься или занимается фермерством, мог бы получить грамотный совет, на какие средства поддержки он может претендовать.
Подобные тезисы содержатся в региональном законе по продовольственной безопасности, который сейчас проходит подготовку в архангельском парламенте. Областные депутаты также задумались и о том, что некоторым сельскохозяйственным направлениям необходима прямая поддержка из областного бюджета.
- По нашей статистике, большинство потребляемого картофеля в регионе вырастает на личных (приусадебных) участках. И эти сельхозпроизводители ни в 2013-м, ни в 2014-м, ни в 2015 году не получили ни копейки из госбюджета, - говорит депутат Архангельского областного Собрания Юрий Шаров. - У нас есть принятая в 2010 году Концепция продовольственной безопасности России, где определены вполне конкретные показатели производства местных сельхозкультур. В Архангельской области практически ни один показатель не выполняется.
Кроме того, депутаты предлагают обозначить помощь в сбыте сельхозпродукции для индивидуальных предпринимателей. По мнению парламентариев, этот шаг серьезно подстегнул бы производителей на селе и обеспечил бы рабочие места.