У выпускников хорошие академические знания, единственное, чего не хватает - практики. Вчерашних студентов с небольшой стажировкой или вовсе без опыта работы сегодня с удовольствием берут в штат международные компании. Их конкурентными преимуществами являются коммуникационные навыки, "прокоммерческий" настрой, владение английским языком на бизнес-уровне.
По данным Российского союза химиков, в отрасли работают более 600 тысяч человек. Экономически российская химическая промышленность (объем выпускаемой продукции около 60 миллиардов евро) скромно выглядит на фоне показателей китайских (1,1 триллиона евро), американских (528 миллиардов евро) и европейских химиков (551 миллиард).
В России достаточное количество вузов, которые готовят специалистов для химической отрасли.
Острой нехватки кадров в индустрии нет, однако работодатели заинтересованы в крепких профессионалах и некоторые готовы "растить" таких сотрудников самостоятельно, привлекая студентов-выпускников с минимальным опытом или без. По словам Тимура Махмутова, руководителя направления "Химия, оборудование и инжиниринг" рекрутинговой компании Hays, есть четко выраженный дефицит на рынке профессионалов с фармацевтическим биотехнологическим уклоном: они востребованы, поскольку строятся локальные фармацевтические производства. По понятным причинам эти производства создаются не в Москве, что усугубляет дефицит и создает необходимость релокации для успешных кандидатов (это часто противоречит жизненным планам молодых).
Лучше обстоят дела в сфере неорганической химии, на этом рынке спрос на кандидатов подогрет интересом к нанотехнологиям и элементам синтеза неорганики и органики. "У нас не потеряны школы подготовки квалифицированных специалистов. В частности, в МГУ школа подготовки специалистов для химической отрасли настолько сильна, что конкурс за последние два года там вырос на 30 процентов. Кроме того, с МГУ и другими вузами работают ведущие компании нефтегазовой отрасли, открывая здесь свои кафедры", - говорит Наталия Куркина, руководитель отдела кадрового администрирования аутсорсинговой компании Интеркомп.
Сами работодатели уверены, что сегодня нужно повышать престиж профессии, уделять больше внимания подготовке молодых кадров. По словам Ярослава Кузнецова, гендиректора компании "Группа Оргсинтез", сейчас учебными заведениями не учитываются потребности работодателя. Единственная тоненькая "пуповина", связывающая работодателя и вуз, - это производственная практика. "Например, на нашем заводе будет строиться производство гербицида глифосат. Сотрудников для работы на уже готовом производстве мы найдем среди своих кадров или привлечем со стороны. К сожалению, в этом вопросе на российские учебные заведения рассчитывать не можем", - говорит Ярослав Кузнецов.
Для популяризации химической отрасли нужно восстанавливать практику заказа предприятиями необходимых кадров у высших учебных заведений. Так было раньше - комбинаты оплачивали обучение специалистов, а те должны были проработать после окончания учебы в этих организациях не менее 5 лет. Хорошо было бы, если компании химической отрасли могли влиять на учебную программу.
Конечно, еще существует стереотип, что работать в науке "не модно" и не перспективно. Поэтому молодые специалисты не хотят идти на химико-технологические или химико-металлургические предприятия.
"Это очень эффективно, когда предприятия участвуют в процессе образования будущих кадров. Во-первых, специалисты компаний представляют хороший пример для студентов, отражая перспективность своей сферы, во-вторых, передают свои знания и реальный опыт. Мы всегда уделяли этому большое внимание, участвовали в различных выставках, проводили экскурсии для студентов на заводы, - рассказывает Сергей Зюзя, генеральный директор Sika Россия. - К нам часто приезжают западные коллеги, которые проводят обучение для сотрудников и для партнеров. Мы отправляем сотрудников на стажировки и на обучение за границу, в частности в Швейцарию. Когда мы рассказываем студентам о таких возможностях для роста и путешествий, они серьезно меняют свое отношение к профессии и химической отрасли в целом".
Все крупные компании понимают, что нельзя бесконечно "ворошить" рынок текущих кандидатов, "перебирать" уже присутствующих на рынке специалистов. Бизнес понимает необходимость подготовки нужных кадров на уровне высшего (а иногда и среднего специального) образования, почему в это нужно вкладывать средства и силы. Специалисты, получившие химическое образование в России, сегодня работают в компаниях по всему миру.
В последние годы у выпускников улучшился уровень английского языка, что очень важно в этой отрасли. "У ряда компаний есть программы для молодых специалистов и выпускников, в рамках которых работодатели готовы вкладывать ресурсы в развитие перспективных сотрудников. У студентов, которые проходят отбор в такие программы, есть возможность пройти дополнительное обучение и стажировку, в том числе за границей, поработать в команде с наставниками.
Однако компании-работодатели отмечают, что в среднем лишь один из пяти студентов или выпускников, которые закончили программу, готов много и увлеченно работать и остается впоследствии в компании. Если человек не расслабляется после того, как прошел отбор в программу, и готов действительно приложить усилия и эффективно работать, то шанс построить хорошую карьеру очень велик", - говорит Анастасия Завгородняя, ведущий консультант рекрутинговой компании Antal Russia.