По мнению директора ассоциации кластеров и технопарков Андрея Шпиленко, господдержка технопарков будет эффективнее, если деятельность организаций оформят на законодательном уровне: понятие "технопарк" приобретет строгое определение, у него появятся фиксированные требования, определится место, а также роль и функции технопарков в национальной инновационной системе. "Это позволит выработать единый подход к развитию технопарков и повысить эффективность их государственной поддержки, чтобы в конечном счете деятельность по созданию и развитию технопарков приводила к формированию реально работающей проводящей инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию инновационных разработок и технологий в действующие малые и средние предприятия", - считает Шпиленко.
Совершенствование системы организации технопарков также может способствовать их развитию в регионах, считает заместитель начальника управления инновационной деятельности НИУ - ВШЭ Михаил Демидов: "Технопарки должны работать для резидентов - предоставлять не только льготные арендные места, но и доступ к сети инвесторов, предпринимателей, менторов, советников". Организация технопарков должна приносить выгоду всем участникам процесса.
Отсутствие правовой и организационной основ часто приводит к тому, что технопарками называют офисные центры, основным назначением которых становится аренда площадей и некоторого имеющегося у арендатора оборудования. Этот подход противоречит международным стандартам, в соответствии с которыми технопарк предполагает наличие развитой и разнородной инфраструктуры, обеспечивающей наукоемким компаниям возможность получить все необходимые услуги и условия для запуска бизнеса, в том числе налоговые послабления и профессиональную экспертизу. Отсутствие законодательного оформления, по мнению Шпиленко, приводит к тому, что в каждом регионе составляется свое определение понятия "технопарк". "В результате отечественные организации, именующие себя технопарками, только в 10% случаев оказывают все необходимые услуги: бизнес-акселерацию, менторскую поддержку, привлечение денег, а нужную инфраструктуру своим арендаторам предоставляют и вовсе лишь 5%", - заявил Шпиленко.
"Бороться с этим можно только путем постройки адекватной текущей экономической реальности системы взаимоотношений между резидентами технопарка, его руководством и людьми, формирующих смысл этого технопарка", - считает Демидов. Технопарки должны создаваться не искусственно, в местах, где отсутствует всякая слаженная система взаимодействий между субъектами рынка. Технопарки образовываются в пространстве организованных отношений между участниками его деятельности: вузом и выпускниками вуза, стартаперами и покупателями продукции стартапа, предпринимателями и инвесторами. Технопарк, заключает Демидов, органично встраивается в уже имеющуюся, а не заново созданную систему региональных рыночных взаимоотношений.
Наиболее привлекательным форматом развития технопарка с точки зрения использования существующей дорогостоящей инфраструктуры, так и с точки зрения динамичности процессов в современной рыночной экономике является распределенная модель, считает Шпиленко. Она подразумевает объединение разрозненных элементов инновационной инфраструктуры в рамках экосистемы технопарка. "Распределенная модель позволяет создать и запустить полноценный технопарк в 2-3 раза быстрее по сравнению с созданием технопарка "в чистом поле" с нуля, - подчеркивает Шпиленко. - Эта модель ориентирована на развитие инновационной экосистемы региона в целом и позволяет на основе результатов научно-исследовательской деятельности получить стабильный поток качественных инновационных проектов и наукоемких компаний".