Все шло к этому, кажется, никакой неожиданности не произошло. Но пассажиры заволновались. Те, кто летает на Дальний Восток постоянно, констатировали резкий рост цен на билеты. Соцсети захлестнула волна нервозности.
Люди делают вывод: уход с рынка "Трансаэро", которая возила дешево, позволило перевозчикам, оставшимся на маршрутах, поднять цены.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский обратился к вице-премьеру - полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с предложением увеличить число прямых авиарейсов из Москвы во Владивосток. "Сегодня выполняется всего два таких авиарейса. При покупке билетов Владивосток - Москва за несколько дней до вылета цена возросла от трех до пяти раз", утверждается в письме губернатора. Реакция со стороны перевозчика, который остался монополистом на маршруте была быстрой. "Информация о росте цен не соответствует действительности. "Аэрофлот" не повышал тарифы на авиабилеты экономкласса", - говорится в сообщении перевозчика.
Программа единых "плоских" тарифов действует до конца года в ряде городов Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский), а также в Калининграде и Крыму.
На рейсах Москва - Петропавловск-Камчатский, Москва - Хабаровск, Москва - Южно-Сахалинск, Владивосток - Москва тариф составляет 18 тысяч рублей туда - обратно, или 11 тысяч рублей в одну сторону с учетом такс и сборов.
Билет на прямой рейс "Аэрофлота" из Владивостока в Москву есть в наличии на сайте перевозчика за 9 тысяч рублей на середину ноября. Но найти билет из Москвы во Владивосток на первые числа ноября невозможно. В наличие только рейсы с пересадками стоимостью 29 тысяч рублей и выше. Время в пути займет при этом почти сутки. Цена билета в итоге составляет приблизительно 40 тысяч рублей туда и обратно.
В интернет-кассах нет даже обратных билетов по низкой цене. И путешествие из Москвы во Владивосток и обратно обойдется в 70 тысяч рублей и более. Вполне возможно, что дефицит билетов стал причиной накруток со стороны операторов по продаже билетов.
Если сравнивать с ценами прошлого года, когда на маршруте работала авиакомпания "Трансаэро", которая ставила на это направление двухэтажные самолеты, то в низкий сезон можно было купить билет туда и обратно и за 14 тысяч. В начале этого года "Трансаэро" продавала билеты по 16 тысяч рублей.
"Не стало авиакомпании, которая летала дешево", - отметил в беседе с "РГ" ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. По его словам, образовался дефицит билетов. На прямые рейсы из Москвы во Владивосток компания не поднимала цены. Билеты все раскупили. А увеличить частоту полетов будет проблематично.
Переход же самолетов из парка "Трансаэро" на баланс других авиакомпаний займет несколько месяцев. И здесь сезонный спад авиаперевозок, а также общее затишье на авиарынке будет играть на руку. За девять месяцев, по данным Росавиации, объем перевозок вырос на 0,7 процента.
При этом на тех направлениях, откуда ушла "Трансаэро", также образовался дефицит. Из ситуации есть два пути. Первый - обязать перевозчиков снять самолеты с других маршрутов и пустить их на Владивосток. "Но при этом дефицит билетов будет именно там, откуда заберут самолеты", - предупреждает Федор Борисов. Ведь расписание утверждается заранее, и перевозчик знает за полгода, какой самолет на каком направлении и с какой частой будет летать. Второй путь, по словам Федора Борисова, - разрулить ситуацию не так быстро, но не нарушив того баланса, который остался на авиарынке с уходом "Трансаэро". В том числе дождаться, когда в парк других перевозчиков придут самолеты "Трансаэро".
Отметим, что еще несколько недель "Аэрофлот" будет развозить пассажиров "Трансаэро" на своих свободных местах. Сдать авиабилеты и получить деньги смогут те, у кого перевозка заканчивается после 15 декабря. Исключение составят билеты на рейсы "Трансаэро", купленные на Украину на 25 октября и позже.
Также можно получить деньги за невыполненный полет в Торонто после 23 октября, в Кустанай, Бухару после 25 октября, Кокчетав, Кызылорда, Пафос, Римини, Аликанте, Лиссабон, Овда, Гоа, Коломбо при условии, что перевозка по первому полетному купону начинается после 26 октября.
Оформить заявку на возврат можно на сайте "Трансаэро" и "Аэрофлота". Также рекомендации, как вернуть деньги, есть и на сайте Росавиации.
При этом "Аэрофлот", который будет выплачивать деньги пассажирам за билеты, рассчитывает вернуть их, так же как и оплату за перевозку вместо "Трансаэро". Арбитражный суд Москвы назначил на 3 ноября предварительное судебное заседание по иску "Аэрофлота" о взыскании с авиакомпании "Трансаэро" 5,592 миллиарда рублей.
Всего исковых заявлений о взыскании долгов можно насчитать несколько десятков как от аэропортов, так и от нефтяников, банкиров, лизингодателей, диспетчеров. Есть и долги перед Пенсионным фондом РФ. Что неудивительно, ведь перевозчик задолжал 250-260 миллиардов рублей.
Тем временем глава минтранса Максим Соколов заявил в эфире телеканала "Россия 1", что монополии "Аэрофлота" после ухода "Трансаэро" не будет. Не будет и дефицита билетов на дальневосточных направлениях, уверили в ведомстве.
"Аэрофлот" сообщил, что ставит большие самолеты на маршрутах из Москвы в Южно-Сахалинск и Владивосток. Другие авиакомпании также существенно расширили сетку своих полетов, увеличили емкость бортов, в том числе авиакомпании "ВИМ-Авиа", "Икар", "ЮТэйр". Они будут работать на направлениях Москва - Благовещенск, Москва - Анадырь, Москва - Хабаровск и ряде других, сообщил Максим Соколов.
За долг компании пассажиры расплатились 28-часовым ожиданием
Пассажирам рейса Тель-Авив - Краснодар пришлось более суток ждать самолета, хотя "Боинг" авиакомпании "Якутия", который должен был доставить их в кубанскую столицу, все это время стоял в аэропорту Бен-Гуриона.
Он и сейчас там стоит - самолет задержала голландская фирма, которой якутская авиакомпания не перечислила очередной платеж за его лизинг. Чтобы вывезти 114 человек, загодя купивших билеты на этот рейс, пришлось перегонять в Тель-Авив резервное воздушное судно из Москвы. В итоге вылет задержался на 28 часов.
Перед пассажирами авиаторы извинились за причиненные неудобства. Но вот разрешить конфликт с лизингодателем будет сложнее. В пресс-службе авиакомпании сообщили, что сейчас ведутся переговоры с голландцами, в ходе которых якутяне надеются выработать "единую позицию для совместного решения". Очередная встреча состоится сегодня в Москве.
Образовавшуюся задолженность в авиакомпании объясняют общей макроэкономической ситуацией и существующими в отрасли ограничениями. При этом отмечают, что сумма долга сопоставима с депозитом, сформированным по условиям договора лизинга воздушного судна. То есть долговая яма не настолько глубока, чтобы из-за нее задерживать самолет.
Между тем это не первый случай, когда лизингодатель пытается воздействовать на якутских авиаторов подобным способом, чтобы получить полагающиеся ему деньги. Год назад "ВЭБ-Лизинг" остановило эксплуатацию сразу пяти лайнеров (двух Sukhoi Superjet 100 и трех Bombardier Q400), полученных "Якутией" по договору лизинга. Это решение было вызвано "систематическими нарушениями платежной дисциплины и задержкой оплаты лизинговых платежей со стороны авиакомпании".Тогда уладить конфликт удалось в последний момент. Банкиры уже начали реализацию процедур, предусматривающих изъятие воздушных судов и расторжение договора лизинга. Причиной проблем является тяжелое финансовое положение "Якутии". Авиаперевозчик ищет стратегического инвестора. А пока его нет, руководство компании вынуждено сокращать персонал и количество рейсов и периодически вызволять самолеты, за долги поставленные лизингодателями на прикол.
Владимир Таюрский, "Российская газета", Якутия