В прокат вышел документальный фильм "Буквальная геометрия"
Екатерина, для многих "научное кино" - это нечто скучное и непонятное. Но ваши фильмы собирают полные залы. Трудно рассказывать ярко и образно о науке?
Екатерина Еременко: В первом научном фильме - "Чувственной математике" - я придумала структуру с органами чувств, решила "поиграть" с ними. В чем идея? Вы - математики, у вас абстрактное мышление, связь с шестым чувством, абсолютной истиной. А мы - обычные люди. Пожалуйста, объясните нам "на пальцах", что вы делаете. И эти "великие" согласились мне подыграть. Седрик Веллани, Максим Концевич, Жан-Мишель Бисмут... Каждый размышлял о проблемах математики вслух, не стесняясь камеры. Но "нарезать" многочасовые интервью так, чтобы не обидеть ученых, оказалось непросто.
Подружились со своими героями?
Екатерина Еременко: Конечно. Особенно часто общаемся с французским ученым Жаном-Мишелем Бисмутом.
А лауреату Филдсовской премии Максиму Концевичу понравилась картина?
Екатерина Еременко: Пару дней я провела с ним без оператора. Мы гуляли по лесу, он рассказывал о своей работе, а я пыталась понять, что можно перенести в фильм. Потом мы приехали вместе с оператором Павлом Костомаровым. И еще три дня шли съемки. Образ Максима Концевича получился ищущим, сомневающимся. Он "Моцарт" математики: некоторые ученые, которые узнавали, что я с ним встречалась, просили даже показать исходный материал. В итоге картина ему понравилась. Он даже устроил показ у себя в Институте высших научных исследований под Парижем. И я знаю, что в Москве "Чувственную математику" смотрели его мама и тетя.
В прокат вышел ваш второй фильм про науку - "Буквальная геометрия". Его можно назвать сиквелом?
Екатерина Еременко: Это самостоятельная картина. Над ней я работала около двух лет. В "Буквальной геометрии" я рассказываю о научно-исследовательском центре "Дискретизация в геометрии и динамике" в Техническом университете Берлина. Его герои работают в команде над крупным проектом, в котором задействованы около 60 исследователей, 20 профессоров из разных городов. И руководит ими русский математик Александр Бобенко.
Фильм - как мозаика: в перерывах между научными спорами герои могут танцевать, играть на гитаре, заниматься с детьми, стоять на голове... Но наука - в главной роли. Этот фильм ей "нашпигован", и по сравнению с "Чувственной математикой", в нем больше "специй", больше математики. Мы даже в конце фильма даем зрителям задачку, которую предлагали решать профессорам центра. Один из героев формулирует ее очень просто: он использует лист теста, из которого можно выдавить несколько треугольных печений. Сложность - правильно расположить треугольники.
Какая у вас аудитория?
Екатерина Еременко: Документальному кино сложно соревноваться с блокбастерами. Но с "Чувственной математикой" произошло невероятное: этот фильм полюбила молодежь. В Новосибирском кинотеатре "Победа", например, вместо двух дней показа картину крутили месяц, по четыре раза в день.
Обычно ты делаешь две версии фильма - на русском и английском. И в таком виде он путешествует по фестивалям. А тут немецкие математики сами увидели трейлер, обратились ко мне, предложили перевести его на немецкий. Потом фильм перевели на французский... И сегодня у нас есть 12 версий "Чувственной математики" на разных языках, что в принципе удивительно.
Как вы решились снимать столь серьезное кино?
Екатерина Еременко: Я мечтала заниматься математикой: окончила мехмат МГУ с красным дипломом. Но жизнь увела в другую сторону: работала и телеведущей, и репортером, поступила во ВГИК, стала снимать кино. Когда получила заказ от Нью-Йоркского университета на короткий 20-минутный фильм про работу ученых-математиков, это было начало.
Александр Бoбенко, профессор Технического университета Берлина:
- Мы строим теорию дискретных поверхностей. Эта теория находит многочисленные приложения, в частности, в компьютерной графике.
Все, что вы видите в компьютере - это дискретные поверхности. Например, голова героя в видеоигре. Она только кажется круглой, а на самом деле состоит из множества маленьких треугольников. Другое интересное приложение - это стеклянные крыши в архитектуре свободных форм.
В фильме мы старались рассказать об этом понятным языком. Что-то осталось за кадром, но в целом картина получилась живой, правдивой.