Возросшая в 2015 году общая прибыльность (по преимуществу экспортно-ориентированных предприятий) пока не подразумевает инвестиционного роста - менеджмент предприятий предпочитает направлять средства на выплату дивидендов или на обратный выкуп собственных акций. Основная причина таких явлений - сильно возросшая в последнее время неопределенность экономической и политической обстановки.
По итогам июня-августа 2015 года надо отметить некоторое замедление спада в производстве строительных материалов, в станкостроении, некоторых секторах машиностроения.
Дополнительный риск состоит в том, что ряд отраслей промышленности, где уже произошло падение уровня производства, имеет достаточно сильную зависимость от поставок импортных сырья и комплектующих. Доля импорта в расходах на инвестиции в машины и оборудование в отдельных отраслях также велика. К сожалению, до конца года мы будем наблюдать дальнейшее снижение инвестиций в основной капитал, затрудняющее процессы модернизации и роста производства. Это будет сопровождаться резкими ограничениями возможностей привлечения внешнего финансирования.
На полное восстановление промышленного производства после кризиса 2008 года потребовалось около трех лет. При этом около половины кризисных потерь удалось "отыграть" за период чуть более года от нижней точки спада. Существенными факторами относительно быстрого восстановления в те годы стала реализация стимулирующих мер на внешних рынках и сокращение предложения нефти со стороны стран ОПЕК. Эти факторы позволили быстро восстановиться рынкам капитала и сырьевым рынкам, в том числе возобновить рост цен на нефть.
Однако сегодня масштабы восстановления во многом определяются возможностями внутренних мер поддержки производства. То есть следует ожидать значительно более медленного восстановительного роста.
Для России единственный способ остаться в числе ведущих экономик - обеспечить высокую производственную и технологическую конкурентоспособность продукции. Это непросто: подавляющее большинство предприятий отстали от своих зарубежных конкурентов, и не в последнюю очередь вследствие неготовности к кооперации с отечественным научно-производственным сектором.
Как итог - постоянно возникающие сложности с субконтрактацией, инжинирингом, обслуживанием контрактов жизненного цикла.
Однако надо заметить, что в число пострадавших в результате "санкционной войны" попали и зарубежные товаропроизводители, ориентирующиеся на российский рынок. Финансовые показатели многих из них заметно ухудшились. В этих условиях ряд российских компаний рассматривают новую стратегию в организации импортозамещения - покупку активов зарубежных компаний и перенос части производства для выпуска конечной продукции. С одной стороны - да, утечка капитала, с другой - российские компании получают прямой доступ к новым рынкам и технологиям.
Одной из ключевых проблем импортозамещения является доступность финансов. Напомню, что после кризиса 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ в течение 2009 года менялась десять раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в 8,75 процента и инфляцией в 8,8 процента, и это были самые низкие показатели с 1991 года.
Установленная регулятором столь низкая ставка рефинансирования действительно была направлена на стимулирование кредитной активности банков, а также на сдерживание инфляционных процессов. Вдобавок в 2009 году правительство жестко увязало поддержку банков с кредитованием реального сектора экономики. Было принято простое решение - сколько денег банк получил, на столько же и должен выдать кредитов предприятиям. Банки, получившие помощь государства, должны были в не меньшем объеме, чем госпомощь, обеспечить кредитование реального сектора и граждан по ставке не выше, чем ставка рефинансирования плюс 3 процента.
По итогам 2009 года такие займы обошлись реальному сектору в среднем по 16 процентов. Как итог - рост ВВП по итогам следующего, 2010 года составил 4 процента. При этом объемы продукции обрабатывающих производств выросли на 13,5 процента! Цифры показывают, что деньги до реального сектора все-таки дошли и сработали на рост. Очевиден выход: низкая ставка наряду со строгим банковским контролем.
Опыт работы ТПП РФ по содействию привлечения инвестиций в проекты российских предприятий показывает, что настоящая "разморозка" кредитования начнется, когда эффективная ставка для заемщика будет в районе 13 процентов и ниже. А в сегодняшних непростых условиях идеальной ставкой является 5 процентов. Кстати, Фонд развития промышленности, с которым ТПП РФ активно сотрудничает, предоставляет средства российским предприятиям именно по такой ставке, причем на срок до 7 лет. Это достойный механизм поддержки отечественных компаний реального сектора, готовых развивать свое производство.
Планы и программы импортозамещения у нас носят преимущественно оперативный или среднесрочный характер: надо было срочно принимать меры в условиях санкций и давления ряда стран. Однако перспективная стратегия импортозамещения должна быть направлена на достижение такого уровня конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, чтобы они заняли достойное место не только в России, но и на мировых рынках (своего рода импортозамещение на внешнем рынке).
Импортозамещение должно опираться не столько на ограничительно-запретительные меры типа таможенных барьеров, избыточных ветеринарных или фитосанитарных норм, сколько на стимулирование реального спроса на товары и услуги российского происхождения.
Мы сейчас работаем по реализации Национальной технологической инициативы, призванной обеспечить место России на перспективных рынках высоких технологий. Никто с нами делиться этими технологиями не будет. Будут мешать. Вывод: на высокотехнологичных рынках будущего у нас заведомо не должно быть того, что пришлось бы потом импортозамещать. Не получится.
На наш взгляд, целесообразно шире рассматривать такое стратегическое направление в организации импортозамещения, как покупка активов зарубежных компаний и перенос части производства для выпуска конечной продукции за рубеж. Причем вовсе необязательно делать всё самим, надо, если это выгодно, создавать совместные предприятия. При этом - ставить твердые условия по локализации производства продукции в России, юридически надежному трансферу технологий и закреплению их в российской юрисдикции. ТПП РФ всячески содействует созданию совместных инжиниринговых центров, в которых наши соотечественники не только смогут перенимать опыт и технологии, но и представители зарубежных компаний со своей стороны получат знания о специфике работы в России.
Импортозамещение может и должно базироваться на технологическом рывке национальной промышленности. Исключительная сложность этой проблемы усугубляется тем, что из-за санкций нет возможности закупать на Западе в необходимых объемах и номенклатурных позициях новейшее технологическое оборудование для ведущих отраслей экономики. Не все каналы поставок еще перекрыты, и мы обязаны ими воспользоваться. Емкую линейку товаров и технологий можно приобрести у стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, прежде всего у наших партнеров по БРИКС.
ТПП РФ вместе с Минпромторгом России проделали большую работу по совершенствованию системы экспертизы и последующей сертификации товаров с целью установления страны происхождения. Несмотря на кажущийся технический характер проблемы, фактически, устанавливая российское происхождение товара, мы можем бороться с махинациями и злоупотреблениями, реально защитить российского производителя.