На днях ОАО "Тольяттиазот" согласовал все необходимые планы для завершения строительства и ввода в эксплуатацию собственного комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань Краснодарского края. Ввод первой очереди этого терминала запланирован на 2017 год, вторая очередь вступит в строй в 2020 году.
"Получение согласованного всеми заинтересованными сторонами плана-графика завершения строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань является значимым шагом на пути к завершению проекта. Уверен, что в дальнейшем мы сможем строго придерживаться графика и терминал будет запущен в утвержденный срок", - отметил руководитель проекта - заместитель генерального директора компании Николай Васильевич Федоров.
Важность появления на Черном море нового, современного и эффективного портового узла трудно переоценить. После того как советская транспортная инфраструктура оказалась разделена между разными странами, российские экспортные потоки столкнулись с понятными препятствиями или, как минимум, затруднениями.
Например, крупнейший Южный терминал, активно использовавшийся в прошлом отечественным химпромом, оказался на территории суверенной Украины, которая получила удобный инструмент для регулирования российского экспорта в интересах собственных производителей минеральных удобрений. Другой важнейший порт советского времени - Вентспилс - сегодня располагается в независимой Латвии, известной своей недружественной по отношению к нашей стране политикой. Россия остро нуждалась в новых путях для своих экспортных товаров.
По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, активное развитие новых портов началось с 1997 года, когда первые инвестиции пошли в морской порт Санкт-Петербурга. "В 2001-2002 годах был построен Приморский порт, в 2000 году - Балтийский балкерный терминал, потом Усть-Луга... На Дальнем Востоке расширены угольные терминалы в порту Восточном, модернизирован полностью контейнерный терминал во Владивостоке, построена новая инфраструктура на Сахалине, в Новороссийске появились два зерновых терминала, в Ростове - шесть", - рассказал эксперт.
Новые мощные логистические узлы, одним из которых вскоре станет и Тамань, позволяют решить важнейшую стратегическую задачу - обеспечить стабильный экспорт российских грузов, минуя любые политические, экономические и технические барьеры. При этом развитая сеть портов и ведущих к ним транспортных путей способствует активному повышению доли экспорта в структуре экономики страны и увеличению ее экспортноориентированности в целом.
Пользу, получаемую Россией от развития и модернизации своих грузовых портов, трудно переоценить. "Это, например, налоги, которые собираются сразу в двух точках - и в самом порту, и в том месте, где создается товар, - говорит Алексей Безбородов. - Кроме того, портовые территории очень важны и для своих регионов. В Петербурге только от контейнерного бизнеса зависит, по моим подсчетам, порядка полумиллиона человек, то есть десятая часть населения города. Это огромный бизнес. Новороссийск весь живет за счет своего порта, во Владивостоке примерно полгорода живет за счет стивидоров (погрузочно-разгрузочных компаний. - Ред.), Калининград тоже".
Очевидно, что появление на Черном море крупнейшего логистического комплекса с развитой инфраструктурой станет мощным фактором поддержки динамичного развития Краснодарского края и привлечет в бюджет региона заметные суммы инвестиций.
Отдельно стоит отметить социальную значимость проекта - перевалочный комплекс послужит развитию инфраструктуры и решению социальных вопросов близлежащих населенных пунктов, в том числе станицы Тамань и поселка Волна. Их жители получат новые рабочие места, а бюджеты - дополнительный объем налоговых поступлений.
По информации ОАО "Тольяттиазот", суммарный грузооборот терминалов для перевалки аммиака и карбамида составит пять миллионов тонн в год. В состав перегрузочного комплекса войдут три основных блока - гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, береговой терминал перевалки аммиака и сыпучих грузов, а также ряд вспомогательных сооружений. При этом часть ключевых объектов уже построена, прошла экологические экспертизы и ожидает решения о вводе в эксплуатацию.
Проект сухогрузного порта Тамань осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Общий объем финансирования составит 228 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 76 млрд руб. В нынешней экономической ситуации отрадно, что инвестиционный проект по строительству перегрузочного комплекса "Тольяттиазот", общий объем инвестиций в который ожидается на уровне 300 млн долларов, реализуется без привлечения бюджетных средств.
Согласно сетевому плану-графику, согласованному Федеральным агентством морского и речного транспорта, ФГУП "Росморпорт" и утвержденному минтрансом, до марта 2016 года правительство РФ подготовит распоряжение о расширении порта Тамань, а грузопотоки комплекса будут включены в схему развития Таманского транспортного узла. Разработка проектной документации и прохождение госэкспертизы должны завершиться до середины января 2017 года.