В России впервые оштрафовали телеканал за громкую рекламу

Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе" был принят в ноябре 2014 года.

В нем говорилось о том, что при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости прерываемой рекламой программы или передачи. Нарушения в соответствии с законом поручили выявлять ФАС России, а за превышение уровня громкости рекламы, следовали нарушения в виде предписаний и денежных штрафов. Россияне с 25 мая 2015 года могли направлять жалобы в ведомство на громкость телевизионной рекламы. Более того, ФАС при участии Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) запустило лабораторию, которая может достоверно проверяет громкость звука в рекламных роликах на соответствие требованиям поправок в закон "О рекламе". Как пояснили "РГ" в АКАР: "Проблема различия в громкости рекламных блоков и основного эфира стоит давно. Индустрии не нужен этот конфликт. Поэтому мы как индустриальная ассоциация взяли на себя решение проблемы". Под решением проблемы имеется в виду передача АПК (аппаратно-программного комплекса "АСК-громкость") Федеральной антимонопольной службе, чтобы она непосредственно проводила замеры уровня громкости рекламы.

И вот ФАС впервые обвинила телеканал в нарушении закона из-за превышения громкости звука рекламы. "Санкциям" подвергся канал "ТВ 3", дело против него было возбуждено еще в августе этого года. Не первый год на "ТВ 3" по будням, в 16.00 выходит рейтинговый сериал "Гадалка". Нарушения были выявлены в рекламе, которая транслировалась во время показа именно этого телесериала 4 августа 2015 года. Каналу "ТВ 3" выдано предписание об устранении нарушений, более того, ему грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Любопытно, но некоторое время назад аналогичное дело было возбуждено против телеканала "СТС-Урал". Поводом послужила жалоба жителей Екатеринбурга. Однако, это дело ФАС прекратил, потому что после проверки выяснилось, что перепад громкости, который отмечали зрители, произошел не из-за разницы в уровнях звука рекламы и основной телепередачи.

На канале "ТВ 3" прокомментировать ситуацию "РГ" отказались, в отличие от холдинга "СТС Медиа", где руководитель по внешним коммуникациям Игорь Иванов подтвердил "РГ", что "СТС Урал" не нарушал и не нарушает законодательство регулирующее громкость рекламы".

На других каналах "РГ" сообщили, что ими вовремя были предприняты все технические меры, чтобы громкая реклама не раздражала телезрителей.

Прямая речь

В мае этого года антимонопольщики получили техническую возможность контролировать перепады уровня звука в телевизионных передачах и рекламных паузах с помощью специальной аппаратуры. Как сообщил "РГ" заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, мониторинг теперь ведется ежедневно во всех регионах страны по разным каналам.

Почему первое дело о "громкости" возбуждено именно против канала ТВ 3? "Мы мониторили несколько каналов и на ТВ 3 обнаружили превышение уровня звука во время рекламных пауз. Как говорится, ничего личного. Возбудили дело о нарушении Закона "О рекламе". На первом заседании представители канала не согласились с нашими претензиями. Потребовали, чтобы мы протестировали студийную запись. Мы пошли навстречу, но и студийная запись показала тот же результат", - пояснил Андрей Кашеваров.

Возникает и другой вопрос: если уже несколько месяцев идет мониторинг звука, то почему возбуждено всего одно дело? "С начала этого года вступил в силу закон, который предусматривает очень серьезные штрафы за скачки громкости во время рекламы. К тому же телевизионщики знают, что у нас появилось надежное измерительное оборудование, поэтому многие закупили собственное оборудование для контроля уровня громкости", - сказал Андрей Кашеваров.

Подготовила Татьяна Смольякова