На премьеру в Москву прилетел знаменитый артист Рэйф Файнс, который теперь выступает в роли М (Гарет Мэллори - глава Объединенного разведывательного комитета МИ-6) вместо Джуди Денч. Как мы помним, в прошлой серии "007: "Координаты Скайфолл" герой Рэйфа Файнса заступил на этот пост. Окажется новый М хорошим или плохим, выступит ли на стороне Бонда, и что будет защищать - живых агентов или дроны, камеры и жучки?
Каковы были предпосылки вашего участия в фильмах "Скайфолл" и "Спектр"?
Рэйф Файнс: Мое приглашение в "бондиану" - это шаг со стороны режиссера Сэма Мендеса, а не от продюсеров Барбары Брокколи и Майкла Уилсона. Я знал, что героиня Джуди Денч - М - погибнет в конце фильма"007: Координаты "Скайфолл", и тогда мой персонаж станет амбивалентной фигурой. Можно подумать, что он плохой парень, но на самом деле, он находится на той же стороне, что М и Бонд. Он приходит, чтобы стать следующим М, у него нет другого выбора.
Учитывая неоднозначность такого персонажа, были ли какие-то оговорки, когда вы с Сэмом Мендесом обсуждали роль?
Рэйф Файнс: Никаких оговорок. Я думаю, что Джуди была фантастически сильная М. Ее роль - образец для подражания. Я рад, что именно меня попросили ее заменить.
"Бондиане" уже более 50 лет. Интересовались ли вы раньше фильмами про Бонда?
Рэйф Файнс: Мне нравились эти фильмы, как и большинству ребят из моего поколения (тех, кто рос в 70-х и начале 80-х годов прошлого века). Конечно, мы ждали с нетерпением очередного "Бонда", а затем обсуждали его. Но я гораздо больше был вовлечен в книги о Бонде. Это было мое подростковое чтение, когда мне было от 14 до 16 лет. Я "пожирал" все книги "бондианы", перечитывал их, по крайней мере, дважды. Бонда из книг я знал куда лучше, чем Бонда из фильмов. Кино я, конечно же, смотрел и наслаждался им, но куда более мне нравились детализация персонажей и нюансы в книгах.
Что помогло вам визуализировать книги Флеминга?
Рэйф Файнс: Мой папа взял меня в кино на шестой фильм "бондианы" "На секретной службе ее величества" - кажется, в 1970 или 1971 году. Он шел в нашем местом кинотеатре, в Дорсете, где мы жили. Я был очарован, заинтригован, захвачен происходящим. На следующий фильм "Бриллианты навсегда" я уже пошел с парочкой школьных друзей. На тот момент я прочел про Бонда уже книг 9 или 10.
Ваш М в начале истории должен "обуздать" Бонда, верно?
Рэйф Файнс: Да, я думаю, что в начале картины зрители увидят некую напряженность вокруг Бонда. Подобно Джуди, и я в роли М думаю, что агенты гениальны, но все равно их следует контролировать и держать на коротком поводке. В конце концов, они могут быть и "одноразовыми", если речь идет о спасении мира или мирных жителей. В определенной степени агенты иногда выступают как "пушечное мясо". Есть некая беспощадность в том, как агенты восстанавливаются, проходят обследование. Вы, как руководитель, цените агентов и поддерживаете их, в том числе и в готовности пожертвовать собой. Но, как я себе представляю, в случае с вероятным концом любого из этих элитных специально обученных людей, вы также обучены выполнять самые опасные вещи, и идете туда, зная, что есть высокий риск потерять жизнь. Это само собой разумеющееся для главы разведки.
Обсуждали ли вы с Сэмом, как разворачивалась военная карьера М, и нужно ли было вдаваться в конкретные детали его предыстории?
Рэйф Файнс: Это референс к фильму "Скайфолл" - там можно увидеть "ссылку" на военную операцию в Северной Ирландии. Если М моего возраста, он был бы тогда молодым человеком в начале 80-х. И вполне возможно, что он тогда начал сотрудничать со спецслужбами. Может быть, это случилось потому, что он хорошо знал иностранные языки.
То есть военное прошлое М - является неотъемлемой частью к рассказу о его судьбе в "бондиане". Вы должно быть первый М, который открыто "работал в поле", участвовал в военных операциях?
Рэйф Файнс: Я был восхищен таким поворотом роли. Одно дело - просто появляться в скайпе или отдавать приказы по телефону. Но М чувствует свое право вмешаться в схватку. Может быть, ему не стоило выезжать за границу, но, конечно, ему стоило вылезти из-за офисного стола и покинуть эту зону комфорта. Я бы сказал, что как от главы МИ-6, от него не требовалось делать это, но он сам в итоге наслаждается этой частью работы. Да, он делал опасные вещи в прошлом, и это - часть того человека, кем он является на самом деле.
Одна из главных тем в новом фильме - это доверие, и мы видим это в развитии отношений между М и агентом 007.
Рэйф Файнс: Да, вы правы. Изначально мы видим, что Джеймс Бонд не знает этого М и, следовательно, относится к нему настороженно. Зато он проявляет полное доверие к Манипенни и Q. Фильм в том числе и о развитии доверия между двумя людьми, которые начали почти с антагонизма, а затем они вместе "выходят в поле", чтобы встретить плохих парней, как подобает, плечом к плечу.
Что нового привносит Дэниел Крейг в эту версию Бонда?
Рэйф Файнс: Дэниэл донельзя убедителен в своей физической выносливости и ловкости. Никто не может сравниться с ним в правдоподобности, когда он сражается или карабкается на стены, или залезает в самолет или вертолет. На протяжении четырех фильмов о Бонде мы чувствуем, как сильно он развивается внутренне. Он сложный, напряженный, одинокий волк. Его Бонд - человек, который не спешит раскрыть себя другим, и, тем не менее, он может быть довольно милым и с потрясающим чувством юмора.
Какое впечатление произвела на вас режиссерская работа Сэма Мендеса?
Рэйф Файнс: Я думаю, что Сэм - экстраординарный режиссер. Он мог бы просто вознестись на вершину. У него отличное чувство юмора и добрый нрав. Он точно знает, что он делает и чего он хочет. Открытый, точный, тщательный и при этом отзывчивый. Это очень хорошие условия для работы, согласитесь.
Вы уже принимали участие в таких глобальных франшизах, как "Гарри Поттер". Работая в фильме об агенте 007, чувствовали что-то особенное?
Рэйф Файнс: В некотором смысле, потому что у Бонда есть "семья". Барбара Брокколи и Майкл Уилсон не просто продюсеры, а великие производители. Их присутствие (с того момента, когда они переняли франшизу) "охраняет" все фильмы "бондианы". История про Бонда выделяется среди других франшиз в том смысле, что у нее есть семейный фон. В этом смысле Бонд уникален: быть в руках одной семьи на протяжении более чем 50 лет, стать семейным бизнесом, фамильной историей - это потрясающе.