В Донецке восстановили артефакты, поврежденные украинскими снарядами

В Донецке завершились уникальные археологические раскопки, которые проводились в здании местного краеведческого музея, разрушенного украинской артиллерией. Здесь среди руин по всем правилам науки был оборудован раскоп, из которого ученые и студенты местного истфака извлекали древние артефакты и керамику, погребенные под завалами. После этого разбитые музейные экспонаты реставрировались. Корреспондент "РГ" принял участие в восстановлении исторических ценностей.

Идолы без голов

В донецком музее полностью разрушено целое крыло. Над грудами строительного мусора возвышаются фрагменты стен. Во дворе безмолвными памятниками стоят посеченные осколками каменные бабы. Белые отметины на потемневших от времени истуканах выделяются словно свежие раны. Два древних идола, благополучно пережившие несколько веков, в начале XXI века остались без голов - их снесло взрывами.

В уцелевших частях здания тоже всюду следы обстрелов. В музее выбиты практически все окна, и пустые проемы приходится стеклить заново.

- Наша главная задача - сохранить экспонаты, а уж сами мы как-нибудь переживем, - объясняет, кутаясь в теплую куртку, директор музея Денис Кузнецов.

Историк по образованию, он служил в ополчении. Теперь воюет - а иначе и не скажешь - на музейном фронте.

- Хотите, я для вас экскурсию проведу? Музей-то работает, несмотря ни на что, - предлагает он. Пожалуй, это была самая необычная экскурсия. И самая запоминающаяся.

Необычная экскурсия

- Мы находимся в многострадальном Киевском районе, который в прошлом году расстреливали буквально по квадратам. О кучности стрельбы можно судить хотя бы по тому, что в северо-западное крыло музея попали от 15 до 17 снарядов гаубицы Д-30. А ведь по нам еще били из минометов, - рассказывает Денис Кузнецов.

В актовом зале в потолочных плитах перекрытия зияет круглая, словно по циркулю вырезанная дыра - прямое попадание из миномета. В другом помещении на потолке уже целый пролом, а на полу под ним стоят пластиковые ведра.

- Тоже миномет, только калибр крупнее. Волонтеры помогли поставить временную крышу, но слишком велика площадь повреждений, и кровля протекает, - объясняет экскурсовод.

В следующем зале уцелевшие чучела животных. В том числе и те, которые чудом удалось спасти из разрушенного крыла здания. О волках и кабане, поднятых оттуда, говорят, что они обрели уже третью жизнь. Отдельная экспозиция, посвященная истории, которая творится прямо на глазах музейных работников, расположилась в фойе здания. Здесь собраны фрагменты боеприпасов от "Смерчей" и "Градов", которыми украинские силовики обстреливали Донецк.

Культурные раскопки

Из-за непрекращающихся обстрелов города приступить к разбору завалов в разрушенном крыле здания удалось не сразу. Но как только наступило затишье, на территорию музея прибыла спецтехника МЧС Донецкой Республики. Спасатели разобрали крупные обломки, лежавшие сверху, но когда среди битого бетона, щебня и осколков снарядов начали попадаться фрагменты музейных экспонатов, технику пришлось убрать. Теперь требовалась осторожная и кропотливая работа специалистов.

- Мы оконтурили участок и приступили к раскопкам. Работали обычно - совочками, кисточками, решетом... Где-то приходилось буквально просеивать обломки и мусор, а где-то доставали уцелевшие ящики с экспонатами из разрушенного фондохранилища. Сильно пострадали хрупкие керамические изделия эпохи меди и бронзы. Когда-то их извлекали из древних погребений, а теперь - откапывали прямо в музее. Многое оказалось разбито вдребезги, к сожалению, часть экспонатов потеряна безвозвратно, - сокрушается старший научный сотрудник отдела охраны памятников археологии Эдуард Кравченко.

Черепки, которые все же удалось спасти, моют и сушат, после чего специалисты сортируют фрагменты и собирают обломки в единое целое. Работы здесь, по словам музейщиков, еще на несколько лет. Но уже сейчас из восстановленных экспонатов формируется выставка, посвященная обстрелу музея.

- Вот, например, миска катакомбной культуры. Ей около 4000 лет. Сам по себе очень интересный артефакт, такие встречаются крайне редко. Прекрасная и хорошо сохранившаяся вещь. До обстрела была практически целая, а теперь ее приходится собирать по кусочкам. Видите, вот здесь - след от осколка. Еще отсутствует большой фрагмент, - рассказывает Эдуард Кравченко.

- В прошлом году я вел раскопки уже во время боевых действий, - вспоминает он. - Мы работали в Добропольском районе, когда туда еще можно было проехать. Украинцы построили блокпост между участком раскопок и тем местом, где мы жили. Через этот блокпост приходилось ездить каждый день. Утром едешь - вроде нормальные, понимающие люди дежурят. Потом прошла ротация - стоит какой-то придурок, направляет на меня заряженный гранатомет с нескольких метров и улыбается, думает, я испугаюсь. Пришлось объяснять, что если он выстрелит, то граната разорвет и меня, и его, и всех, кто находится рядом. Я посоветовал гранатометчику сначала научиться пользоваться оружием, а уже потом пугать людей.

Над ответом на вопрос, чем объяснить целенаправленный расстрел музея, сотрудники не задумываются.

- Это обыкновенное варварство и борьба с исторической памятью, - считает Денис Кузнецов. - Ведь еще до начала войны Украина активно пыталась переписать историю. Достаточно вспомнить переименования улиц, снос памятников, закрытие музеев. Только ничего из этого не получится. Даже попытка уничтожить наш музей привела лишь к тому, что он стал пользоваться большей популярностью.

Интерес к музею, кстати, проявляется не только в увеличившемся количестве посетителей и проведенных экскурсий. Сейчас идет работа по выпуску совместно с ростовским госуниверситетом печатного издания, посвященного археологическим изысканиям. Как отмечают специалисты, ростовская и донецкая археология очень близки. Ведь на соседних территориях, между которыми раньше не было границ, жили представители одних и тех же племен и культур.

Кстати

История войны на Донбассе воплощается в новых музейных экспонатах. Например, в донецком музее Великой Отечественной войны появился макет, воссоздающий оборону ополченцами высоты Саур-Могила.

- Здесь показаны боевые действия летом 2014 года, когда памятник на высоте еще не был разрушен. Это героический эпизод, во время которого ополченцы, отбивавшие атаки украинской бронетехники, вызвали на себя огонь артиллерии, - рассказывает заведующая музеем Людмила Декурно.

Необычный экспонат изготовил донецкий военно-исторический клуб. Бой за Саур-Могилу был воссоздан с максимально возможной реалистичностью: реконструкторов консультировали выжившие участники этих событий.

- Их можно назвать донецкими панфиловцами, - считает и. о. председателя военно-исторического клуба Станислав Коротков. - Меньше 20 ополченцев отбивали атаки почти 40 единиц бронетехники, четырех воинских подразделения украинской армии и силовиков из нацбатальонов. В полном масштабе бои за высоту показать на макете невозможно, но мы изобразили главные моменты. Здесь есть позиции ополченцев и наступающие украинские солдаты. Есть гаубица, бьющая прямой наводкой, танк, САУ "Нона" и "Гвоздика", БТРы, БМП, РСЗО "Град".