Как поправки в Семейный кодекс помогут делить имущество

Кто хоть раз в жизни столкнулся с необходимостью делить имущество между родственниками, понимает, насколько это болезненная тема. И даже наличие завещания не гарантирует, что все обойдется без конфликтов. Возможно, именно поэтому поправки в наследственное право, внесенные в Госдуму, вызвали живой интерес в обществе. В Интернете разгорелась жаркая дискуссия: к чему нам эти трастовые фонды, совместные завещания, наследственные договоры?

Пояснить, в чем эти споры оправданны, а в чем нет, мы попросили одного из разработчиков реформы доктора юридических наук, профессора Бронислава Гонгало.

Бронислав Мичиславович, сомневаюсь, что россияне ждут не дождутся введения новых форм наследования. Богатые люди, возможно, да, но таких у нас, по статистике, всего 5 процентов.

Бронислав Гонгало: Не стоит бояться перемен, они не усложнят жизнь обычного человека, а, наоборот, предельно упростят. Если сейчас он вынужден сам собирать справки, уточнять состав наследства, то после вступления в силу поправок этот функционал передадут нотариусам. Достаточно лишь написать заявление о принятии наследства, остальную информацию нотариус найдет сам.

Что касается предложения ввести трастовые фонды, которые управляют имуществом так, как пожелал собственник при жизни, то они рассчитаны на состоятельных людей. Самые известные зарубежные трастовые фонды - Генри Форда и Эдварда Нобеля. Вряд ли этим инструментом будут пользоваться массово, как и прижизненными, наследственными договорами. А совместное завещание супругов может быть полезным для всех.

Если наши люди даже о пользовании долей в жилье не в состоянии договориться, как они будут решать вопрос с наследством?

Бронислав Гонгало: На это есть суд. А переругаться наследники могут при любом раскладе. Законопроект допускает, что по желанию граждан в свидетельстве о праве наследования можно подробно расписать все имущество. Думаю, по инерции многие именно так и будут поступать: нашим консервативным гражданам сложно понять, как унаследовать половину непонятно чего. Вот половину квартиры или машины - другое дело. Однако если через полгода обнаружится еще какой-нибудь неучтенный гараж, снова придется идти к нотариусу, вносить изменения в документ.

А если выяснится, что в долю входят не только вещи, но и долги умершего? Зачем они мне как наследнику?

Бронислав Гонгало: Нельзя так: я принимаю только активы, а пассивы не буду. Это как раз пример недобросовестного поведения.

Чем совместное завещание отличается от брачного договора?

Бронислав Гонгало: Брачный договор влечет правовые последствия сразу после подписания. Завещание же рассчитано на случай, когда один из супругов скончался. Пока оба живы, ничего не меняется. Брачные договоры и за границей заключаются нечасто, а у нас еще реже. Причина - в российском менталитете. Для нас дать деньги в долг под расписку - неудобно, порекомендовать брачный договор - меркантильно, жених и невеста же любят друг друга, мечтают жить долго и счастливо.

Если человек развелся, совместное завещание теряет силу?

Бронислав Гонгало: В основе этого документа - семейно-брачная связь. Если она прекращается, прекращается и действие завещания.

Насколько часто россияне пишут завещания? Когда я предлагаю составить такой документ своим родственникам, слышу в ответ: "Ты нас хоронишь?!"

Бронислав Гонгало: В Екатеринбурге каждый нотариус удостоверяет в среднем 20 брачных договоров в год. Думаю, завещаний побольше. В СССР их почти не писали, потому что нечего было передавать потомкам: квартиры принадлежали государству, дачи и машины доставались передовикам производства, и то в порядке очереди. По наследству можно было получить разве что частный дом, но они тогда были довольно убогие по сравнению с современными. Сегодня у многих представителей среднего класса по нескольку квартир, машин, денежные вклады, поэтому совместное завещание становится все более актуальным. Особенно для пар, где и у мужа, и у жены брак уже не первый.

Этот документ можно оспорить как обычное завещание?

Бронислав Гонгало: В мире нет ничего неоспоримого. Если докажут, что один из супругов в момент составления совместного завещания не осознавал значения своих действий или пошел на это под давлением второй половины, документ признают недействительным. Содержание завещания является тайной, а сам факт его существования - нет. В России действует единый реестр завещаний, нотариус может туда обратиться и установить, что гражданин А, умерший в Екатеринбурге, распорядился своим имуществом, будучи в Калининграде, например.

В законопроекте не указано, за чей счет будут вести поиск наследственной массы: за счет нотариуса или заявителей? Могут ли нотариусы из-за этого поднять тарифы?

Бронислав Гонгало: Скорее всего, введут специальные наследственные сборы, которые компенсируют затраты на сбор информации. Задирать их высоко в теперешней экономической ситуации было бы странно, нотариусов у нас и так не сильно любят. С другой стороны, тарифы уже давно не поднимали.

Люди часто приписывают нотариусам сказочные доходы, не понимая, что они ежедневно рискуют своим имуществом, так же как индивидуальные предприниматели. Кроме того, они за свой счет арендуют или приобретают офисы, автомобили для деловых поездок, оргтехнику; никаких льгот на это не предусмотрено.

Вы можете привести пример, когда нотариус реально ответил за ошибку или халатность?

Бронислав Гонгало: В Свердловской области были случаи, когда за это лишали лицензии. А по поводу денежного взыскания скажу так: ни один нормальный нотариус не будет доводить дело до суда. Во-первых, его после процесса ославят на весь белый свет. Во-вторых, заставят выплатить ущерб пострадавшим. Как после этого работать?

Считается, что нотариусы получат шанс заработать на управлении и охране наследственной массы.

Бронислав Гонгало: Я не думаю, что на охране наследственной массы можно много заработать. Специально интересовался у нотариусов в Екатеринбурге и других крупных городах: за 5 лет - 1-2 договора такого плана.

По большому счету доверительное управление целесообразно, когда наследуемая масса требует контроля в постоянном режиме. Например, вам от отца достался ресторан: надо завозить продукты, готовить, кормить людей, платить налоги. Если же наследуемым имуществом является квартира, даже несколько, чем тут управлять?

Какие риски вы видите в реформе? Допустим, нотариус вступит в сговор с одним из наследников и будет действовать в его интересах в ущерб другим...

Бронислав Гонгало: Я сомневаюсь, что кто-то будет рисковать постоянным доходом и лицензией ради сомнительного разового куша.

Делаю вывод из ваших слов, что поправки в Гражданский кодекс кардинально ничего не меняют и весь шум, поднятый в СМИ, больше похож на пиар-акцию.

Бронислав Гонгало: В значительной степени - да. Можно назвать изменение наследственного права реформой, но она не революционная, а эволюционная. Реформа расширяет нашу диспозитивность, то есть свободу выбора варианта поведения. Это не значит, что надо строем бежать составлять совместные завещания, учреждать фонды. Но, если такая возможность будет, чем это плохо?

Единственный аргумент, над которым можно подумать: трасты уводят часть имущества из наследственной массы. Но вообще-то у владельца капитала нет обязанности завещать все членам семьи. За границей экстравагантные богачи вообще могут оставить все любимой кошке или собаке. Животное не может быть наследником, а вот фонд - вполне, при условии пожизненного содержания питомца.

Что бы вы посоветовали читателям: в какой момент имеет смысл озаботиться составлением совместного завещания?

Бронислав Гонгало: Когда есть опасения, что после смерти одного из супругов второй все присвоит себе, а детям от предыдущего брака ничего не достанется. Или жена боится, что наследники мужа оставят ее ни с чем. То есть когда у сторон имеются разнонаправленные интересы и надо их согласовать, чтобы обеспечить баланс.

Вы ждете от меня универсальной формулы, но ее нет, все зависит от конкретных условий и людей. Кто-то живет и без брачного договора душа в душу, а кому-то он просто необходим. Кто-то пишет завещание, чтобы "спокойно было", а кто-то нет.

На заметку

В действующем Гражданском кодексе РФ под наследственное право отведено более 70 статей. За последние годы круг наследников расширен с двух очередей до семи: теперь в качестве них могут выступать даже двоюродные племянники и приемные дети при отсутствии близких родственников. Также при разделе стал учитываться характер имущества и возможность его дробления. Если наследники при жизни жили вместе с наследодателем, то они имеют приоритет в получении квартиры или дома. Обязательная доля в наследстве сокращена с двух третей до половины от того, что причиталось бы по закону. Период принятия наследства составляет шесть месяцев.