29.10.2015 21:00
    Поделиться

    Москва добилась подключения Ирана к переговорам по Сирии

    В четверг Сергей Лавров вновь прилетел в Вену, чтобы принять участие в очередных консультациях по Сирии. На этот раз они пройдут в расширенном составе - с участием около десятка влиятельных международных игроков. Главным дипломатическим успехом Москвы стало подключение к переговорам Ирана.

    В четверг вечером в венском отеле "Империал" снова собрались главы внешнеполитических ведомств России, США, Саудовской Аравии и Турции, чтобы продолжить многосторонние встречи. В прошлую пятницу, по итогам первых консультаций в таком составе, Лавров подтвердил: "четверка" не собирается присвоить дипломатическую инициативу по урегулированию сирийского кризиса. Москва настаивала, что необходимо задействовать все ключевые страны региона, других постоянных членов Совбеза ООН и региональные организации - всего около "дюжины" участников. Только в этом случае из венских встреч может вырасти формат, который, по образцу "шестерки" международных посредников по иранской ядерной программе, будет содействовать запуску политического процесса в Сирии.

    Задача "дипломатического десанта", который высадится в Вене, запустить политический процесс в Сирии

    По информации "РГ", главным условием Москвы стало участие Египта, который регулярно собирает на своей площадке влиятельных представителей сирийской оппозиции и знает изнутри политическую "кухню" в САР. И, конечно же, Ирана - ключевого союзника Дамаска, без которого невозможен процесс сирийского урегулирования. Против подключения к переговорам Тегерана категорически возражали саудовцы, главные геополитические противники шиитского режима, и США. После встречи с Лавровым 23 октября госсекретарь США заявил, что "в Вашингтоне не исключают в будущем участия Ирана в консультациях по Сирии, хотя сейчас этот вопрос не стоит на повестке". Но не прошло и недели, в течение которой Керри трижды звонил российскому коллеге, как официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби сообщил: Вашингтон не будет возражать против присутствия иранской делегации, "если это поможет делу". Помнится, еще в июле министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф подписывал в Вене соглашение с "шестеркой", ставшее первым шагом на пути к снятию международных санкций с Исламской Республики. И вот несколько месяцев спустя глава МИД Ирана вернулся в австрийскую столицу уже в качестве одного из переговорщиков по сирийскому вопросу. Вчера Сергей Лавров уже провел двусторонние переговоры с Зарифом.

    Подтвердил свое участие в венской встрече и глава египетской дипломатии Самех Шукри. По словам дипломатического собеседника "РГ", Каир крайне заинтересован в том, чтобы вернуть позиции одного из ключевых игроков на Ближнем Востоке, которые пошатнулись на фоне событий "арабской весны". Ожидается, что к консультациям также присоединятся главы МИД Катара, ОАЭ и Иордании, возможно прибытие ливанцев и иракцев. "Подтянулись" и европейцы. Шеф дипломатии ЕС Федерика Могерини, с которой у Лаврова в прошлую пятницу состоялась встреча "на полях", снова будет в Вене. Форин-офис заявил об участии британской и итальянской делегаций. Франция будет представлена главой МИДа Лораном Фабиусом. Ранее французы решили созвать в Париже "альтернативную" международную встречу по Сирии, причем принципиально без участия России. Однако перехватить инициативу им не удалось: на "рабочий ужин" в Париж прибыли дипломаты не самого высокого уровня.

    Задача "дипломатического десанта", который высадится в Вене, запустить политический процесс в Сирии, усадив за стол переговоров представителей официального Дамаска, с одной стороны, и делегацию объединенной сирийской оппозиции, с другой. Крайнюю позицию занимает Саудовская Аравия, которая по-прежнему настаивает на немедленном уходе Асада в качестве обязательного предварительного условия начала межсирийских переговоров. В Москве подчеркивают: политическое будущее страны должны решать сами сирийцы, причем не вооруженным путем. Как рассказал дипломатический собеседник "РГ", между участниками консультаций в Вене нет полного согласия и в том, кого считать боевиками и террористами, а кого можно отнести к "умеренной оппозиции". Взять, к примеру, курдов: американцы признают их своими союзниками в борьбе с ИГИЛ, по крайней мере, в Ираке, в то время как Турция причисляет Рабочую партию Курдистана к террористической организации. Перед венской встречей Анкара - один из главных союзников США по коалиции - пригрозила в одностороннем порядке нанести удары по сирийским курдам, чтобы предотвратить создание их автономии вблизи своей границы.

    Поделиться