"РГ" публикует указ президента. А наши эксперты обсуждают, станут ли современные "кулаки" убивать новых "Павликов Морозовых"? Наступаем ли мы на старые грабли или зажигаем новые "скаутские" костры?
- Я рос во времена аллергии на красные галстуки. На моих глазах как раз крошилась и рушилась советская цивилизация, - говорит известный писатель и журналист Сергей Шаргунов. - Однако это не отменяет важности существования деполитизированной, но при этом объединяющей детей организации.
И добавляет: "Разумеется, добровольной".
Впрочем, воспоминание о советском опыте не единственный мотив для воссоздания общероссийской детской организации.
- Спорт, веселье, творчество, общее дело - совершенно естественные для любой, а не только советской школы "вещи". Не будем забывать, что первым скаутом в России был никто иной как наследник царского престола Алексей Николаевич Романов. И это был знак, что государство поддерживает такую организацию, - подчеркивает Сергей Шаргунов.
Но поддержка, по его мнению, это не политизированные побуждения, а прежде всего налаживание системы кружков.
- Чтобы ребята, как это уже было в советское время, могли заниматься кто чем захочет - музыкой, спортом, творчеством, конструированием корабликов и самолетов. В Москве это уже начало налаживаться. Но здесь важна логистика, и соответствующие ведомства должны постараться, чтобы вся страна видела, что она охвачена системой этих возрожденных кружков, - так выглядит, по мнению Сергея Шаргунова, "подходящее дело" для РДШ.
- Ну и конечно важно возвращение системы отдыха. Хорошо, что восстановили "Артек" в Крыму, но таких мест должно быть как можно больше и они должны быть как можно доступнее.
- Только не надо смотреть на новую детскую организацию через призму старого опыта, говорит генеральный директор детского центра "Артек" Алексей Каспржак.
Он уверен, что по поводу "уроков советского прошлого" консенсус в российском обществе если не сложился, то уж точно намечается.
- Сегодня всем понятно, что дети не должны участвовать в политике. Что ни у кого не должно быть монополии на детские взгляды и детское воспитание. Что нельзя идти "административным путем", все создавая сверху и ставя детей перед выбором "или -или", иначе мы тут же "наступим на грабли" прошлого, - считает он.
И добавляет, что "Артек" сегодня, само сообщество артековцев, уже существующая сегодня общественная детская организация. У нее есть общность по месту, событиям и даже смыслам. Артековцев объединяет вера в себя и знание, что будущее зависит от них, уверен Алексей Каспржак.
Вопрос "Отдали бы вы своего ребенка в новую детскую организацию?" раздражает его посягательством на детскую свободу и право выбора.
- Ребенок сам должен принять решение, - настаивает он. - Мы все время недооцениваем детей - это мое четкое убеждение. А они лучше и сильнее нас, и сами знают, как им жить. Они вообще гости в доме, стрела, отпущенная в полет - пришли и уйдут. Так что давайте учить их принимать самостоятельные решения. У ребенка должно быть и право отказаться. Время безальтернативности надо навсегда оставить в прошлом.
Не надо, по его мнению, и пережимать с патриотизмом.
- Рассуждения на тему патриотизма у нас часто выглядят немного искусственными, а дети очень тонко чувствуют фальшь, это я знаю и как родитель, и как директор большого образовательного центра, - говорит он.
Но если им по-настоящему доверять, то они быстро "найдут выгоду, в хорошем смысле этого слова" и поймут, "когда вокруг тебя все хорошо, то улучшается и твоя собственная жизнь".
Сам факт, что государство задумалось о создании детской организации, говорит о его зрелости, считает Елена Чепурных, заместитель главного редактора агентства "Россия сегодня" (с 1990 года первый председатель Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций СССР - правопреемника Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина).
При этом в расчет должен браться не один советский контекст. Не менее важен и мировой.
- Детские организации есть в каждой стране - и в школах, и вне школ. И это правильно.
Поскольку в России и сейчас немало детских и молодежных организаций, то важно не противопоставлять их вновь создаваемой, но пытаться создать координационный совет для работы с любыми из них.
Ошибок прошлого (наскучившие ритуалы) и настоящего (жизнь без "интересного лица" и забюрократизированная уже на современный лад) можно избежать, если "в главной детской организации все будут решать дети, а не управляющие ими взрослые", уверена Елена Чепурных.
Главное же, по ее мнению, "чтобы эта организация не была при партии", готовящей ее к какой-нибудь "борьбе за дело", - это уж точно ошибка прошлого. Прежде чем отдать своего ребенка в новую детскую организацию, Елена Чепурных хочет почитать устав организации (его пока нет). Но то, что оно названо "движением" уже вселяет надежду.
У каждой организации будет своя фишка. А общим будет то, что детская организация всегда дает опыт взросления.
- В педагогической практике давно известно, что воспитание в разновозрастном коллективе лучше, чем среди ровесников. Чтобы в армии не возникала "дедовщина", надо чтобы уже в разновозрастном школьном коллективе взрослые дети учились заботиться о маленьких, а маленькие привыкали думать о взрослых, - считает Елена Чепурных.
Росмолодежи, по ее мнению, надо оставить только одну функцию - субсидирования и материальной поддержки.
Какие эмблемы хороши для нового движения, должны решать сами дети, уверены все наши собеседники.
- Отказываться от костров, песен и детских лагерей, наверное, никто не будет, - говорит Елена Чепурных. - Мне кажется, значок лучше галстука, но это лишь мое мнение. Все-таки самое страшное, это если сядут 20 взрослых и решат между собой, как все будет. Тогда мы попадем все в те же ямы. Может они вообще захотят себе выбрать не значок или галстук, а банданы.
"Документ своевременный, долгожданный и востребованный. Преемственность с пионерией и комсомолом очевидна. Жизнь потребовала обращения к их опыту объединения и деятельности, но, естественно, с учётом качественно новых реальностей современной России", - написала в своем блоге спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Важно также не заглушить новое движение чрезмерной опекой, контролем со стороны взрослых "дядей и теть", а открыть широкий простор инициативе и активности самих подростков, юношей и девушек. Только так школьники почувствуют, что это не очередная "обязаловка", навязанная сверху, а их собственное интересное дело. Только так можно сформировать действительно убежденную, самостоятельную, деятельную молодежь, нацеленную на развитие демократических институтов, создание конкурентной экономики, социально ориентированного общества", - подчеркивает Валентина Матвиенко.
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов сказал, что "Российское движение школьников" будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования - воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России".
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента:
- Безусловно, от опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, конечно, было бы неразумно полностью отказываться и его игнорировать. Любой опыт несет как негативные, так и позитивные элементы, которые вполне можно использовать.
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России:
- Российское движение школьников будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования - воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива и Министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России.
Владимир Филиппов, экс-министр образования России, ректор РУДН:
- Очень поддерживаю идею о создании Всероссийской общественной организации школьников. Она поможет решить три важные задачи :социализация на уровне школы, поиск лидеров, которые могут стать потом элитой страны, поиск оптимальной модели общественной организации для детей на уровне России. Такая работа в школах, регионах идет давно и, можно сказать, на местном уровне задача выполнена. Теперь надо идти дальше. Создание Всероссийской организации приведет к обмену опытом между регионами. Причем, обмену опытом не на бумаге, в виде отчетов и сообщений. Это будет опыт практического взаимодействия. В стране сейчас ощущается большая потребность в лидерах. Нам не хватает активной мотивированной молодежи, которая умеет и хочет работать на благо страны. Еще 10-15 лет назад не могло быть речи о создании такой организации, но прошло время, когда главной задачей было уйти от консолидации. Сейчас без нее не выжить. Это касается и бизнеса, и государственного управления, и всех других сфер жизни страны. В первые годы становления новой России молодежь рвалась в бизнес. Сегодня у молодежи другие приоритеты -,они хотят делать карьеру, участвовать в управлении страной. а этому надо учить со школьной скамьи. Среди выпускников РУДН сотни заместителей министров в разных странах. Прежде чем занять такой высокий пост, многие из них прошли школу вузовского самоуправления - были старостами групп, курсов, факультетов, членами управляющих советов. Вот такую школу управления могли бы проходить и ученики. А чем конкретно будет заниматься общественная организация школьников, когда, какие атрибуты у нее будут - все это уже детали, которые можно обсуждать и прорабатывать.
Сергей Поспелов, глава Росмолодежи:
- Федеральное агентство по делам молодежи в ближайшее время подготовит предложения по исполнению Указа Президента. Сегодня мы понимаем контур этой организации. Будут вырабатываться единые методики, учитываться лучшие существующие практики. Предварительные направления работы мы будем широко обсуждать с общественными организациями и профессиональными сообществами.
Сергей Кочережо, учитель года 2015, Самара:
- Если уж создаётся такая организация, она не должна стать очередной "обязаловкой", которая ляжет очередным бременем на учителей. Также надо понимать, что чем больше организация, тем менее она поворотлива, тем более она формализована. Есть опасность того, что вся деятельность организации может свестись к съездам с определённой периодичностью. И главное, нельзя наивно полагать, что создание общественно-государственной организации решит проблему воспитания в нашей стране. Воспитание - очень сложный и многофакторный процесс, который не замыкается на школе и тем более на новой общественно-государственной организации. Главное, что может сделать "Российское движение школьников": попытаться объединить усилия различных институтов гражданского общества и государства в деле воспитания, объединить семью, родителей, учеников, школу, учреждения культуры, органы власти в деле воспитания. Только в единстве всех этих субъектов можно решить проблемы воспитания в нашем обществе. Как "Российское движение школьников" будет решать эти задачи, как ему не превратиться в формально существующую организацию, которая выполняет исключительно функции социального лифта для наиболее целеустремлённых его членов, это основные вопросы. И ответы на них предстоит дать самому нашему обществу.
Подготовили Ирина Ивойлова, Кира Латухина