Андрей Максимов: Арабов написал роман, жанр которого трудно определить

Юрий Арабов написал роман.

Юрий Арабов пишет в самых разных жанрах. Более всего он, конечно, известен как сценарист. Тут он - признанный классик. Но он еще и поэт, еще и прозаик. Коротко говоря: литератор. То есть человек, для которого литература составляет суть и содержание жизни.

Юрий Арабов написал хороший роман.

Называется "Столкновение с бабочкой". Имеет подзаголовок: "Роман о том, чего никогда не было в России".

Юрий Арабов написал роман, жанр которого трудно определить. С одной стороны, он - исторический. С другой - вполне себе фантастический. Хотя, с моей точки зрения, у литературных романов есть, в сущности, только два жанра: скучный и нескучный.

Ленин не может быть Вовкой или Володькой, потому что он - вождь

Юрий Арабов написал нескучный роман. Написал хорошо: иронично и зримо. Сценарист как никак.

Мы редко задумываемся над тем, что любая проза - великая и не великая; мудрая и не очень; детективная и философская - это всегда сценарий для читателя. Каждый из нас, читая книгу, снимает в своей голове кино: мы видим то, что происходит. Читатель - всегда режиссер собственного фильма. И на самом деле здорово, когда сценарий для нашей "индивидуальной картины" пишет сценарист.

Одна из первых сцен романа: Ленин очень хочет съесть пирожное. Ах, как это вкусно во всех смыслах написано! Как за этим бытовым, обычным желанием виден характер человека, и не просто "какого-то там", а того, кто перевернул всю мировую историю.

Подзаголовок книги - "Роман о том, чего никогда не было в России" - индульгенция не только для любых фантазий о том, чего действительно не было, но и - право рассказывать о том, что было, по-своему, повествовать об известных, перевернувших мировую историю событиях так, как хочется автору.

Юрий Арабов написал очень свободный роман, сочинил его безо всяких предубеждений, как бы без предварительных знаний.

Октябрьская революция... Ее участники. Ее время. Ее результат. Арабов рассказывает обо всем этом так, чтобы мы, читатели, тоже забыли о том, что знаем. Чтобы взглянули на это свежим взглядом.

Уже больше десяти лет тому назад Сергей Арцибашев поставил в своем "Театре На Покровке" мою пьесу "Пастух", в которой сам блестяще сыграл роль Ленина. Это пьеса-фантазия, рассказывающая о встрече Ленина и дьявола в женском обличии, который пришел забирать у вождя душу и хотел договориться о цене.

Меня тогда поразила реакция зрителей: сама по себе эта история воспринималась абсолютно нормально, а вот то, что героиня иногда обращалась к Ленину "Вовка", - зрителя задевало. Ленин не может быть Вовкой или Володькой, потому что он - вождь. И никак иначе.

Ленин, Троцкий, Крупская, Николай II - у Арабова не великие персонажи истории, а абсолютно живые люди. Их поступки нам хорошо известны. Арабов пытается понять их мысли. Насколько писатель исторически достоверен? А кто это сейчас разберет?

Когда я работал над своим "Пастухом", я понял, что понять биографию вождя - затруднительно. В своих воспоминаниях те, кто боготворит Ленина, и те, кто его ненавидят, - рассказывают словно о разных людях. Очевидно, что правда где-то посередине. Но - где?

Хороший роман вызывает (у меня во всяком случае) желание писать не рецензию, а как бы заметки на полях. Мысли, которые возникают, когда читаешь книгу.

Давно известно, что Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Но для меня очень печально, что мы никак не можем определиться со своим отношением к Октябрю 1917 года. День 7 ноября, слава Богу, перестал быть красным днем календаря. Но вот начинается "октябрьская неделя", и снова мы убедимся, насколько по-разному относятся к революции люди. И - пожалуйста. Никто не может запретить никому иметь свое мнение.

Однако, читая роман Юрия Арабова, я снова подумал о том, что главное событие Октябрьской революции - это не просто смены власти. Это смена веры, смена Бога, если угодно.

Советская власть , отняла у людей бога и заменила его другим. Это самое страшное

Вместо икон появились портреты вождей, сначала - Ленина, потом к нему прибавился Сталин. Вместо веры в Бога - вера в некое прекрасное, светлое будущее. Советская власть отняла у людей одного Бога и заменила его другим. И это самое страшное.

Именем этого неясного, но такого манящего бога творились страшные дела: брат пошел на брата в гражданской войне, наступила эпоха военного коммунизма и голод в Поволжье, жестокие репрессии, когда миллионами уничтожались ни в чем не повинные люди...

Достоевский писал, что когда Бога нет - то все позволено. Но даже его фантазии не хватило на то, чтобы понять: когда нет подлинного Бога - на Его место приходит суррогат, подделка. Большевикам удалось увлечь людей верой в то, что, мол, надо еще немножко помучиться и вот-вот настанет новое прекрасное время. Один из вождей уже позднего периода прям так и заявил: следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Следующее поколение советских людей увидело развал СССР, который, безусловно, стал трагедией ХХ века. Но эта трагедия не могла не произойти, потому что на суррогатной вере ничего вечного построить невозможно.

Роман Юрия Арабова - это, конечно, необыкновенная история. И в смысле самого повествования, и в смысле совершенно своеобразного взгляда на исторический процесс. Но, иронично и легко написанный, он, тем не менее, заставляет задуматься о вещах серьезных и сущностных. Горькая эта история о нашем прошлом, которое не должно повториться. И которая не может повториться, если люди обретут подлинную и настоящую Веру.