Первый почетный гость уже выступил в новом зале "Стравинский" - Дмитрий Хворостовский, приехавший поздравить геликоновцев с их вторым рождением и с днем рождения их основателя и худрука Дмитрия Бертмана. Исполненная им в концерте-увертюре ария графа ди Луны из оперы "Трубадур", окутавшая зал мягким сфумато звука и лирической приподнятостью любовного признания, стала первым и очень теплым приношением новому, сказочно красивому оперному залу, появившемуся в Москве. И есть надежда, что певец еще выступит в этом зале не раз. Так же, как и другие оперные звезды, съезжающиеся сейчас в Москву поздравлять геликоновцев - Ольга Бородина, Александр Антоненко, Инва Мула, Ольга Гурякова, Василий Ладюк, Борис Стаценко, Вероника Джиоева, Асмик Григорян.
Свои поздравления и желание выступить в новом "Геликоне" передали по видеосвязи Хосе Кура, Пласидо Доминго, Мария Гулегина. Все они участвовали в том, чтобы сегодня театр "Геликон", а не банк, открывал зал в этом уникальном для московской культуры месте, связанном с именами Станиславского, Таирова, Мейерхольда, Коровина, Врубеля, Шаляпина, Чайковского, Рахманинова, с оперными домами Мамонтова и Зимина.
"Геликон" - продолжатель этой театральной традиции и хранитель творческой энергии этого места. Во время реконструкции восстановили и саму усадьбу Шаховской - практически из руин, здание реставрировали, украсили интерьеры, а портрет самой княгини, именем которой назвали белоколонный зал, переместили в нижний этаж - в основание театра. Новый же зал "Стравинский" только открывает свою историю. О его необычной архитектурной красоте уже знают все, хотя никто почти там не бывал. Но в реальности "Стравинский" производит еще более сильное впечатление - теплой атмосферой театрального Дома, где есть двор, несущий в себе историческую память, духовный покровитель - Георгий Победоносец, сказочное крыльцо - теремок, фантастический вид через сцену на московскую улицу - Калашный переулок, и даже звездное небо, расшитое кристаллами Сваровски.
Но главное качество этого зала - "звучащая" акустика, без которой все это великолепие "Стравинского" осталось бы только причудливым архитектурным пространством. На концерте-открытии это качество зала оценят все - как только услышат первые звуки "Коронационного марша" Петра Чайковского, а затем в Прологе "Паяцев", когда вместо одного клоуна Тонио появятся четыре Тонио на балконах, и их басы и баритоны пролетят чистейшим звуком через весь зал. Сюрпризов на концерте будет много. Это настоящее музыкальное шоу, которое готовилось командой с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. И будет все - "трюки" сценических штанкетов и платформ, виртуальные миры, архитектурные видеопроекции, воссоздающие в пустом пространстве образы усадьбы Шаховской, галактик, колоколов, святых.
А обаятельная труппа "Геликона" удивит своей артистической эквилибристикой, исполняя арии, разбитые на несколько голосов, виртуозные массовые сцены, оперные попурри - музыку Моцарта, Россини, Верди, Оффенбаха, Бизе, Вагнера, Мусоргского, Бородина. И поразительно, как в одно мгновение этого праздника навсегда останутся позади страшные восемь лет тяжелейших испытаний, выпавших на долю геликоновцев, за судьбу которых переживал весь оперный мир. "Геликон" в этой войне победил. Победил Дмитрий Бертман, не отступавший ни на шаг, выстоявший до конца, победил коллектив, не разлетевшийся по другим сценам и дождавшийся этого дня - открытия своего театра. Поздравляем всех и желаем геликоновцам счастливой творческой судьбы!
Денис Мацуев, народный артист России, пианист:
- Дима Бертман - абсолютно героическая личность. Это огромная редкость, когда в творческом человеке совмещается талант и менеджерские качества. Разве только мой друг Валерий Гергиев обладает этой жилкой. Наши времена - действительно не самые легкие, чтобы сделать то, что он сделал. Он бился за театр многие и многие годы, и теперь, я знаю, там прекрасный акустически зал, невероятный рояль. А назвать зал именем Стравинского - это браво! И это абсолютно правильно, потому что у нас в Москве до сих пор нет залов ни Шостаковича, ни Прокофьева, ни Стравинского. Я желаю этому театру огромного успеха, процветания и романтизма, который всегда там присутствует. От его театра всегда идет какая-то легкость и добрая энергия. А доброта - это свойство таланта.