В условиях санкций особенно актуально ориентироваться на внутренние ресурсы и внутренние источники роста, заявил Сергей Нарышкин. Рецепты прежние - внедрение наукоемких технологий, удобное правовое регулирование предпринимательской деятельности и т.п. Кстати, как отметил спикер Госдумы, "фору" многим другим отраслям дает российский ТЭК. Он опережает и во внедрении инноваций, и в завоевании внешних рынков.
Между тем расчет на собственные силы под вопросом: участники слушаний отмечали такие проблемы как отток капитала, сокращение инвестиций. Глава комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков прямо сказал: предприятия "проедают" прибыль, либо вывозят из страны. И это вместо того, чтобы финансировать развитие производства. Именно на инвестиции, напомнил депутат, должны идти сэкономленные за счет налоговых льгот средства. Но в результате деньги "используются на любые цели, но только не вкладываются в инвестиции", раскритиковал Аксаков.
В связи с этим он предложил поставить вопрос об эффективности всего набора льгот. "Очевидно, надо провести инвентаризацию, чтобы оставить те, которые дают реальный эффект, в том числе для структурной перестройки экономики", - сказал глава профильного комитета.
Проблема увода денег не "туда, куда надо" есть, согласился первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. "Надо найти решение - каким образом, экономическим или неэкономическим, добровольным или добровольно-принудительным побудить наши кредитные организации к тому, чтобы направлять кредитные ресурсы туда, куда их заинтересована направлять страна, люди", - рассуждал представитель регулятора.
По его словам, Банк России считает возможным изменить принципы кредитования, при которых банки кредитовали бы отрасли, вносящие реальный вклад в рост ВВП, а не финансовые операции. Первый зампред ЦБ напомнил, что от точки приложения кредитов зависит экономический рост. "Если банки кредитуют товарное производство, то автоматически ВВП растет..., - объяснил он. - Если же банки кредитуют приобретение финансовых активов, либо осуществляют кредитование в части стимулирования импорта товаров длительного пользования, то производство ВВП не растет".
Депутаты также потребовали "четкую позицию ЦБ" на тему стабилизации курса рубля - это необходимо, чтобы производители могли строить долгосрочные стратегии.
Волатильность валютного курса преодолеть невозможно, высказался на эту тему первый зампред Центробанка. "Хотелось бы, чтобы он был стабильным, но не получится, - признал он. - Причем эта волатильность курса, неустойчивость, приводит к асимметричному одностороннему инфляционному влиянию на внутренние цены".
Как бы то ни было, в результате девальвации рубля наши предприятия теперь могут конкурировать с импортом. Но это не касается бывшей в употреблении техники, которая поставляется в нашу страну за бесценок, назвал еще одну проблему Аксаков. По его словам, нужны изменения законодательства, чтобы поставить заслон "опасной технике", ввести реальный контроль над процессом ее входа на наш рынок.