Воронежцы научились кричать, как птеродактили

Сказку в кулаке и песни привидений привезли из Армении и Беларуси в Воронеж - культурную столицу СНГ-2015. На I фестивале "Маршак" Ереванский театр кукол показал спектакль без кукольных героев, а минский кабаре-бэнд "Серебряная свадьба" сыграл концерт на швабробасе и котофоне.

На осенних каникулах воронежцы знакомятся с "другим" детским театром - с тем, чего не делают в местном ТЮЗе и драме, оперном и кукольном. Фестиваль открыли зрелищная "Русалочка" и опера "Съедобные сказки", продолжил необычный спектакль Ереванского театра кукол имени Ованеса Туманяна. "Сказка, упавшая с небес" - в буквальном смысле хэнд-мейд: персонажи сделаны из рук. Ножки - гибкие пальцы, лицо - крепко сжатый кулак с носом Фрунзика Мкртчяна. Глаза "додумываются" в тенях между костяшками суставов. Декорации и реквизит связаны крючком или склеены из деревяшек, ниток, бусин - всматриваясь в эту рукотворную реальность, зрители перешептывались, гадая, что означает та или иная вещица.

…Человечек подметал себе землю и грустил, как вдруг с неба упала Сказка - смешное существо с развевающимися волосами. То ли девочка, то ли виденье. То ли муза. Явилась во сне, "разбудила" бутоны на дереве. И вот уже дворник играет на виолончели и гитаре, рисует пейзаж на мольберте, делает кульбиты и разъезжает на велосипеде с огромным передним колесом. Нехитрые, но волшебные превращения завораживают.

Довольно прост по сути и эксцентричный спектакль-концерт "Серебряной свадьбы". Кабаре-бэнд во главе с режиссером Белорусского театра кукол Светланой Залесской-Бень играет веселый фанк на подручных инструментах. Несколько песен - от абсурдных до лирических - объединили в занимательное шоу о том, что "Музыка - все!". Оно порадовало малышей (можно было подпевать, притопывать, шипеть, колотить в жестяные миски) и развеселило родителей - в текстах песен было немало ярких наблюдений. Чего стоит сюжет о семейных сборах к морю ("Папа думал, что он паспорт потерял, а это мама паспорт постирала") или привидениях, которых остановили осиновым колом за превышение скорости: те унеслись на небо, где никто не поставит для них светофоров.

Чтобы научить ребят слышать музыку обыденной жизни (и производить дома чуть более мелодичные шумы), артисты обустроили целую "Лабораторию звука" - где профессора изучают шорохи чердаков, гудение водопроводных кранов, стук и бульканье гаражей, пение рыб, разговоры микробов и даже стук соседей по батарее. Белорусы играли на шлангах и ведрах из-под строительных смесей, кастрюлях и банках, на кухонной терке и пиле. Публика узнала, как сыграть "гамму" на голове, что за тайны хранит в себе музейная тишина и кто звучит лучше всех на свете (понятное дело - котик). Вся эта "опера-буфф" шла на фоне мультяшных видеопроекций, маленькие зрители подыгрывали оркестру на крышках и ведрах. Не отставали и мамы с папами - в общем-то, в правильном детском спектакле так и должно быть.

Когда выяснилось, что в мире существует ископаемый звук - крик птеродактиля, свойственный капризным детям и разозленным родителям, - публика принялась вопить что есть мочи. Кто громче. Пальму первенства отдали взрослым.