В Воронеже рассказали реальную историю Русалочки

Триста лет за один день, боль от ран и никакого хэппи-энда - настоящую историю Русалочки представил волшебный спектакль Романа Феодори на открытии детского театрального фестиваля "Маршак". Он впервые проходит в Воронеже с 31 октября по 8 ноября.

За неделю каникул ребятам и их родителям предстоит посмотреть 25 разнообразных постановок. Кураторы постарались отобрать лучшее из того, что в последнее время сделали для юного зрителя в России и СНГ. А назвали фестиваль в честь знаменитого поэта и переводчика, потому что родился он как раз в Воронеже. "Наверное, нет в нашей стране человека, который бы не знал стихов Маршака. Мы читаем их в детстве, а помним всю жизнь", - отметил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин.

- Мы долго думали, как сделать культурное событие, равнозначное Платоновскому фестивалю, но для детей. Надеюсь, нам это удалось и "Маршак" получит продолжение в будущие годы, так же на осенних каникулах, - сообщил воронежский губернатор Алексей Гордеев. - В школе изучают много предметов, но нет самого главного, который назывался бы "Искусство жить". Его можно постигать через книги, спектакли, кинофильмы. Задача этого фестиваля - показать, что такое любовь, добро и настоящие ценности, как стать хорошими людьми.

Тон фестивалю задал президент российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи Адольф Шапиро, сказав, что "надо к детям обращаться, как к взрослым, а со взрослыми говорить, как с детьми".

Образцом такого подхода и стала "Русалочка", поставленная в Екатеринбургском ТЮЗе. Режиссер Роман Феодори известен удачными экспериментами с театральной машинерией, и его новый спектакль по Андерсену (премьера состоялась весной, ее видели только в столице Урала) удивил спецэффектами и детей, и взрослых. Зрители гадали, как морские коньки и русалки "плавают" над сценой (из зала не было видно ни кранов, ни веревок), и радовались почти цирковым трюкам. В толще "воды" (дымный воздух, пронизанный лучами прожекторов) поднимались к небу мыльные пузыри, на сцене играл оркестрик, русалочка пела вживую… Словом, в спектакле играло и искрилось все, чем богат синтетический, визионерский театр. 

Лирику Андерсена, все эти пейзажные описания и философские отступления, которые детям тяжеловато бывает воспринимать на слух, Феодори "перевел" на язык зрительных образов. Вместо текста - хореография (танцы ставила обладатель нескольких "Золотых масок" Татьяна Баганова), свет и видеоинсталляции (художник Даниил Ахмедов) и специально написанный саундтрек Евгении Терехиной. В зависимости от возраста можно считать тот или иной объем смыслов.

За основу взяли классический текст Андерсена - выведя за скобки нравоучительную концовку, которую, как считается, автор приписал позже. При этом режиссер имел в виду нормального современного юного зрителя - который привык к фантастике, экшену, технологичным "наворотам" и наверняка не раз смотрел остросюжетный мультик студии Диснея, где довольно безобидные приключения Русалочки заканчиваются свадьбой с принцем-супергероем. Спектакль навевает ассоциации с блокбастерами, но в сходстве много иронии. Она помогает и обойти острые углы недетской фабулы - чего стоит отрезание языка у Русалочки или ее попытка убить принца. 

Не обошлось без карикатурных персонажей в стилистике Тима Бертона - три рассказчика с набеленными лицами, в синих париках "остраняли" сюжет, повторяли немногочисленные опорные фразы (которые были своего рода подписями к многометровым картинкам спектакля) и акцентировали мотивы. Например, потешно вынимали из стоп невидимые занозы, прообразуя страдания Русалочки, попавшей в мир людей.

Кстати о мире людей. В спектакле Феодори морской красавицей движет вовсе не всепоглощающее чувство к принцу. Здесь о влюбленности говорится даже меньше, чем у Андерсена. На первом месте - тяга к вечной жизни. А принц, как выясняется, лишь средство: после венчания часть его бессмертной души досталась бы Русалочке. Весь спектакль она тянется к человеческому - еще не зная, что дар сострадать непременно приносит и сами страдания. "Но русалкам не дано слез" - звучит рефреном вплоть до финала, когда героиня, вроде бы не очеловеченная до конца, совершает поступок, к которому в идеале призван настоящий человек. Отдает за другого если не душу свою, то мечту о душе. И триста лет подводной жизни в придачу.

У Андерсена перспективы Русалочки расписаны довольно подробно, у Феодори ее, ставшую пеной, подхватывают те самые персонажи в париках. Не исключено, что постановщики имели в виду "детей воздуха" из сказки. Но чтобы это понять, надо, конечно, знакомиться с текстом. Желательно вместе с родителями.

Прямая речь

Адольф Шапиро, президент российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи ASSITEJ:

- Сбываются слова Солженицына о том, что возрождение культуры должно начаться с провинции. Провинция понятие не географическое, так что ничего обидного тут, по-моему, нет. Слава о больших и правильных изменениях в Воронеже уже идет по всей стране. И для меня честь приобщиться к этому, открывая фестиваль "Маршак". Не знаю, как сейчас, а для моего поколения Маршак, как и Чуковский, был властителем дум - маленьких детских дум. Задача фестиваля - научить людей, глядя на сцену, глядеть и друг на друга, пробовать понимать друг друга.