В пятерку регионов с благоприятными условиями для предпринимательской деятельности вошли Иркутская, Архангельская, Мурманская, Тверская и Кировская области. Наиболее неблагополучные регионы для ведения торговой деятельности в маленьком магазине или киоске - Пермский край, Курганская область, Хабаровский край, Краснодарский край, Тюменская, Амурская, Астраханская, Вологодская, Новгородская, Орловская области.
В число лидеров не вошли города федерального значения и миллионники. "В крупных городах самая тяжелая ситуация с помещениями. У нас очень мало помещений на первых этажах. Поэтому так остро встает вопрос с киосками, павильонами, - говорит Владлен Максимов, президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров. - И это проблема именно больших городов". В малых всегда можно найти свободное помещение. В мегаполисах бойкое место никогда не будет пустовать.
Сравнивая текущий год с предыдущим, ухудшение дел отметило большинство владельцев маленьких магазинов и киосков (60,8%), в том числе 28,3% указывают на значительное ухудшение дел. Позитивно настроено всего 9,8% бизнесменов, которые сообщили, что в течение 2015 года их дела пошли в гору. Оценивая уровень поддержки малого бизнеса региональными властями, 56,8% опрошенных сообщили, что считают помощь местных властей недостаточной или же помощь отсутствует вовсе. Довольны уровнем поддержки 31,7% предпринимателей, а 11,5% не смогли оценить ее вовсе.
Малые торговые форматы и киоски сильнее всего подвержены любым изменениям. А требование властей освободить участок земли, на котором находится объект, и вовсе может привести к закрытию бизнеса. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов рассказал об инициативе закрепить в законе о нестационарной торговле правило, согласно которому местные власти при изъятии земли, на которой расположен торговый объект, обязаны предоставить предпринимателю в качестве компенсации аналогичный участок. Правда, из правила могут быть сделаны исключения. Так, правительство Москвы довольно критично отозвалось об этой инициативе. Столичные чиновники напомнили, что вопросы госрегулирования торговли в соответствии с Конституцией не отнесены к исключительному ведению федеральной власти. "Не думаю, что позиция одного субъекта РФ может повлиять на те правила и требования, которые вводятся для всей страны, - прокомментировал Евтухов. - Другое дело, что мы понимаем обеспокоенность Москвы". Замминистра сообщил, что для Москвы, Санкт-Петербурга и Симферополя в проекте закона о нестационарной торговле могут сделать исключения. "Мы сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы для Москвы сделать определенные исключения как с точки зрения принятия решений и правил по развитию нестационарной торговли, так и по мобильной торговле, - сообщил Евтухов. - То есть в законе о нестационарной торговле будут предусмотрены специальные возможности именно для Москвы. А может быть, для городов федерального значения, которых у нас в стране три".
В Москве число нестационарных объектов за последние несколько лет сократилось вдвое. В 2010 году в столице насчитывалось 22 тыс. объектов, сейчас - примерно 10 тыс. Однако столичные власти уверены в том, что оставшихся объектов торговли достаточно. Замглавы департамента торговли и услуг правительства Москвы Иван Зубцов сообщил, что магазины продуктов в шаговой доступности, покрывают 93% территории мегаполиса. Для того чтобы выяснить обеспеченность москвичей торговыми объектами, все они были нанесены на карту города, сделан расчет - сколько человеку нужно пройти до магазина, чтобы купить необходимый продуктовый набор. Исследование показало, что у 93% москвичей в пределах 300 метров ходьбы от дома есть магазин, в котором они могут купить необходимые продукты. Однако речь идет о торговых объектах площадью более 100 кв. м, то есть о магазинах. Доля нестационарных торговых объектов в общем товарообороте Москвы составляет не более 0,4%, сообщил Зубцов.
Причина этого в проводимой в Москве реформе рынка нестационарной торговли, которая предусматривает замену всех частных киосков на арендуемые у города. Основная часть договоров на размещение павильонов у бизнеса истекла 1 апреля этого года - это коснулось 5,5 тыс. киосков. Сейчас на продажу выставлено 325 объектов. Московские власти настаивают на том, что новая концепция развития киосковой торговли выгодна для самих предпринимателей. Типовые киоски созданы дизайнерами и привлекательны внешне, оборудованы необходимой техникой, созданы под определенный функционал, а самое главное - их не предлагается купить, помещения сдаются в аренду, что является явной экономией в сравнении с приобретением объекта в собственность. "Понятно, что мы не можем разделить с руководством города взгляд на многое из того, что сейчас происходит в столице в области малой торговли, - говорит Владлен Максимов. - Но должен отметить, что за последние полгода между властью и предпринимательским сообществом начался диалог, что очень важно. Его нужно беречь и следить, чтобы он не пресекся".
Максимов также обратил внимание на законодательные инициативы, которые сейчас рассматриваются. Среди них есть как положительные для развития нестационарной торговли, так и отрицательные. Реализация подакцизных товаров - традиционно больная для малого торгового сектора тема. Решение о запрете продажи алкоголя и табака в объектах без торгового зала стала одним из основных ударов по киоскерам. Главным событием для представителей этого сегмента стал законопроект депутатов Госдумы Андрея Туманова и Валентина Шурчанова, разрешающий торговлю табаком в киосках печати. "Мы, безусловно, поддерживаем данную инициативу, тем более, что она идет в русле общемирового тренда, - заявил Владлен Максимов. - Идею возврата табачной продукции в киоски печати поддержал в рамках встречи с главными редакторами ряда изданий и президент РФ".
Однако на фоне позитивных инициатив есть и примеры совершенно противоположных идей. Сенатор Совета Федерации Игорь Чернышев внес на рассмотрение дискриминационный закон в отношении малой торговли: на сей раз речь идет об установлении законодательных ограничений на минимальное расстояние от товара до кассы. Недавно появился самарский законопроект, запрещающий продавать табак в магазинах площадью менее 25 кв. м, а в сельской местности - менее 10 кв. м. Оба законопроекта направлены на укрупнение объектов торговли и снижают эффективность ведения бизнеса в маленьких магазинах и киосках.