- Артем Евгеньевич, в чем суть законопроекта?
- Документ распространяет на облигации российских компаний и инвестиционные паи закрытых паевых венчурных фондов, относящихся к высокотехнологичному сектору экономики, налоговую ставку 0% по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения), которая уже применяется к акциям высокотехнологичных компаний. Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на Московской бирже, к высокотехнологичному сектору в настоящее время определен правительством РФ и будет изменен с учетом расширения перечня финансовых инструментов, на которые распространяется налоговая льгота. Поскольку целью нашего законопроекта является стимулирование инвестирования именно в инновационные компании, на операции с иными ценными бумагами льгота распространяться не будет.
Кроме того, будет сокращен требуемый для предоставления такой льготы срок владения перечисленными ценными бумагами (акциями, облигациями и инвестиционными паями) с предусмотренных в настоящее время пяти лет до одного года. Эта льгота будет временной - с момента вступления в силу законопроекта и до 31 декабря 2022 года.
- Какие изменения для этого планируется внести в Налоговый кодекс РФ?
- Предполагается дополнить статьи 217 и 284, регулирующие налогообложение по доходам физических лиц и доходам на прибыль организаций, положениями о применении налоговой ставки 0% от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг, относящихся к высокотехнологичному сектору, и дополнить статьей 284.6, устанавливающей условия и особенности применения такой льготы.
Также проектом закона предполагается временно приостановить действие подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 284.2, предусматривающих действующий в настоящее время пятилетний срок владения такими ценными бумагами для определения налоговой ставки 0% по операциям с акциями высокотехнологичного сектора экономики до 31 декабря 2022 года (на период действия льготы, предусмотренной законопроектом).
- Какие выгоды получат компании в случае распространения налоговых льгот по доходам от операций по реализации или другому выбытию акций российских организаций на их облигации и инвестиционные паи?
- Облигации высокотехнологичных компаний, а также инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов также относятся к инструментам развития высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и являются источником их финансирования. Поэтому принято решение расширить перечень финансовых инструментов, по доходам от операций с которыми может применяться такая льгота. Ее введение в отношении таких активов позволит также создать эффективный инструмент, стимулирующий финансирование инновационных компаний на более поздних стадиях развития. Будут облегчены условия привлечения финансирования зрелыми инновационными компаниями путем размещения облигационных займов. Кроме того, налоговая льгота должна дать импульс развитию рынка паевых венчурных фондов.
- Какова цель сокращения срока владения физическими и юридическими лицами акциями и облигациями, а также инвестиционными паями до одного года? Каковы временные рамки действия этой поправки?
- Существует механизм, устанавливающий в качестве необходимого требования для получения льготы пятилетний срок владения такими бумагами. Он существенно снижает приток инвестиций в инновационные компании в отличие от традиционных секторов экономики. Это связано в том числе с более короткими этапами развития инновационных компаний и инвестиционными циклами в соответствующие активы. В частности, по данным Московской биржи, инвесторы в высокотехнологичном секторе Московской биржи в среднем держат ценные бумаги даже менее года, а инвесторы, непрерывно владеющие акциями с 1 января 2011 года (указанный срок является точкой отсчета для применения действующей в настоящее время пятилетней льготы), вообще отсутствуют. Таким образом, действующий срок владения акциями инновационной компании не является стимулирующим инструментом для инвестирования.
До 2023 года (в период действия заложенной законопроектом льготы) возможно будет проследить динамику рынка, что позволит усовершенствовать действующий механизм. С другой стороны, ограничение по срокам будет способствовать активизации хозяйствующих субъектов в принятии инвестиционных решений.
- Какие еще действия могли бы способствовать повышению спроса на инновационную продукцию у инвесторов?
- Речь идет о создании институциональных условий посредством формирования преференций для малого и среднего предпринимательства по государственным закупкам, деятельности инновационной инфраструктуры (институты развития в сфере инноваций, территориальные инновационные кластеры) совершенствования контрактной системы. Так как основным производителем данной продукции является малый и средний бизнес, большое внимание уделяется вопросам стимулирования закупок у таких компаний. Для стимулирования спроса на инновационную продукцию малого и среднего предпринимательства со стороны крупного бизнеса создана соответствующая нормативно-правовая база, реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием". Важным инструментом стимулирования спроса на инновации в крупнейших российских госкомпаниях также стали программы инновационного развития, реализуемые с 2011 года.
Сейчас актуализируется Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года, в рамках реализации которой будет обеспечено много полезных и важных для высокотехнологичного сектора экономики мер. Речь идет о расширении грантовой поддержки инновационных проектов ранних стадий, мерах по совершенствованию управления интеллектуальной собственностью, механизмах развития приоритетных высокотехнологичных отраслей экономики. В начале следующего года ожидаем завершения ее разработки и утверждения правительством РФ.