...Лабораторные работы в медицинском классе начинаются в 8.30. За партами ребята в белых халатах. На столе у каждого современный бинокулярный микроскоп: сейчас изучают фотосинтез.
- Школьные уроки по биологии я веду первый год и даю дополнительный материал не для усложнения программы, а чтобы заинтересовать детей, - говорит доцент кафедры биологии и общей генетики Первого МГМУ им. Сеченова Александр Гринев. - У ребят есть страсть к науке. Я вижу в них своих будущих студентов.
Если в обычной программе биология и химия по часу в неделю, то у "медиков" таких уроков в пять раз больше. Выпускник профильного класса будет не только владеть школьным курсом, но и знать, например, что такое митохондрия, почему она вырабатывает белок. И при чем тут кислород и свободные радикалы. Кто-то из ребят готовится стать хирургом, кто-то стоматологом, а кто-то думает поступать на медико-биологический факультет. Они ездят в первый мед на лекции, семинары. А на этой неделе будут заниматься на тренажерах: посмотрят сердце "в разрезе", понаблюдают за работой легких.
- Мне безумно интересна генетика, природа редких заболеваний. Я уже начала делать по этой теме научную работу, - говорит 10-классница Александра Беркетова. - С другой стороны, восхищаюсь работой хирургов.
Каждый из "медиков" ведет научный проект, и в этом ему помогает научный руководитель из вуза. Никаких поблажек, нагрузка - очень серьезная. Все ребята участвуют в профильных олимпиадах и усиленно готовятся к ЕГЭ. Ведь конкурс в медвузы - огромный. Например, в "Сеченовке" на специальность "лечебное дело" было более 28 человек на одно бюджетное место. При этом проблема - большое количество отчисленных первокурсников - никуда не делась. Зачастую вчерашние школьники не готовы к интенсивным занятиям, не могут осилить спецпредметы и латынь. Эксперты не сомневаются: профильное обучение в старших классах поможет многим сделать верный выбор.
- Мы решились на эксперимент, чтобы дать детям возможность выбирать специализацию. Наша школа физико-математическая. Но всегда были ребята, которые к старшим классам понимали, что выберут другое направление, и мы таких детей теряли, - рассказывает директор школы N 444 Павел Северинец. - В этом году запустили сразу четыре профиля: инженерный класс, медицинский, IT и социально-экономический. Специально под них поставят новейшее оборудование: тренажеры-симуляторы как в вузах, мобильные и стационарные физические, химические лаборатории, высокопроизводительные ноутбуки.
Ребята-айтишники, также как и "медики", ведут свои проекты: пишут игровые, мобильные приложения, собирают и программируют роботов. Кстати, IT-класс "подружился" с Высшей школой экономики. Чтобы попасть в этот профиль, ребята решали тесты, разработанные специалистами "Вышки" по информационным технологиям.
- У нас два углубленных предмета - 8 часов математики и 4 часа информатики, - говорит куратор "айтишников" Лариса Дашкова. - С одной стороны, мы стараемся подводить программу под запросы вуза. С другой, ездим в гости к Microsoft, "Яндексу", IBM. Талантливые ученики пройдут практику в ведущих IT-компаниях.
Инженерный класс - самый большой - в нем больше 20 десятиклассников. В 444-й школе давно налажены контакты с МГТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова. Но формат изменился - теперь для школьников "Бауманка" проведет "тест-драйв". Летом ребята будут заниматься в университетских лабораториях, причем их "маршрут" пройдет по разным факультетам. После практики получат сертификаты.
- Наши выпускники сдали ЕГЭ по физике в среднем на 71 балл, по стране этот показатель - около 50. Около 60 процентов выпускников поступили в технические вузы, - говорит учитель физики Лариса Волкова. - В новом профильном классе - 5 часов физики, плюс преподаватели "Бауманки" ведут спецкурсы и семинары. Некоторые из ребят дополнительно занимаются в школе Физтеха.
Кстати, роботами увлекаются не только айтишники, но и "инженеры". Они сами вырезают, выпиливают детали, собирают электросхемы, устанавливают датчики. Школьная команда много раз занимала призовые места на международных соревнованиях.
- На соревнованиях в Японии задания были очень сложными. Нужно было собрать робота, который поднимется и спустится по лестнице, собьет промаркированные железные банки, сможет заехать в темный тоннель и объехать там все препятствия. И все это в автономном режиме, - говорит куратор "инженеров" Марина Пашедко. - Но роботы - это для многих скорее хобби. А сейчас ребята готовятся к олимпиаде "Шаг в будущее". Победители получат преференции при поступлении в МГТУ и другие ведущие вузы.
В этом году по инициативе департамента образования Москвы в столице открылись 50 медицинских и 50 инженерных классов. И если первые курирует в основном "Сеченовка", то "инженерам" помогает несколько вузов. Например, Московский государственный строительный университет "подружился" с гимназией N 1577, где ребята теперь изучают азы архитектурной и компьютерной графики. РГУ нефти и газа им. Губкина взял шефство над 199-й школой: талантливым ребятам обещают практику в Роснефти. А МИСиС курирует девять школ.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ "МИСиС"
- Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили не просто сильные школьники с хорошим аттестатом, но те, кто осознанно подошел к выбору профессии и мотивирован работать по специальности. Занятия в инженерных классах МИСиСа для учеников 9-11-х классов проходят в специально оборудованных помещениях школ, а также на площадке университета. У ребят появилась возможность получать знания на практике в современных научно-исследовательских лабораториях и научных центрах. Старшеклассники могут научиться 3D-моделированию в нашей цифровой лаборатории FabLab или пройти курс робототехники в Студенческом конструкторском бюро. Целый год ученики инженерных классов будут делать научно-практические работы. Каждому выделяется научный руководитель и достаточно сложная персональная тема, которая выходит за рамки школьной программы. В апреле будущего года лучшие из школьников, наравне со студентами университета, примут участие в традиционных "Днях науки" НИТУ "МИСиС". Победители и призеры получат дополнительные баллы при поступлении.
Кстати
В Новосибирской области инженерные классы появились еще в 2013 году: тогда 15 школ выиграли конкурс областного министерства образования и получили поддержку пяти крупных вузов, в том числе Новосибирского государственного университета.
В Комсомольске-на-Амуре впервые открыли профильный 10-й класс по электротехнике. Он ориентирован на подготовку ребят к поступлению в КнАГТУ. Часть занятий проходят в аудиториях и лабораториях вуза.
В Вологде проект "Инженерные классы" реализуется уже в четырех школах. Преподаватели ВоГУ читают лекции и ведут факультатив "Инженерная графика" для тех, кто хочет поступить на инженерно-строительный факультет.