Поможет ли ГЧП решить актуальные проблемы здравоохранения

Сложная экономическая ситуация привела к сокращению бюджетных затрат на здравоохранение, что может вылиться в экономию на некоторых видах медпомощи в будущем. Однако решать насущные вопросы отрасли придется и в рамках стесненного бюджета. На прошедшем недавно в Петербурге форуме здоровья эксперты назвали одним из возможных выходов плотное сотрудничество бизнеса и власти по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).

Начальник управления развития учреждений здравоохранения петербургского комздрава Игорь Гончар видит выход в привлечении бизнеса к решению ряда медицинских проблем. Он рассказал, что государственно-частное партнерство - основная схема работы, на которую делают ставку местные власти при финансировании развития больниц и медцентров города.

- Недостаток средств в бюджете, растущие социальные обязанности государства перед населением давно вынудили нас искать частные источники финансирования некоторых проектов, - сказал он.

Например, самые значимые в Петербурге проекты ГЧП связаны со строительством и реконструкцией. При этом до недавнего времени единственной популярной формой ГЧП была концессия, когда объект передается в эксплуатацию инвестору на определенный срок после выполнения всех инвестобязательств. Также отдельно стали говорить о более широком понятии - государственно-частном взаимодействии (ГЧВ), а мин-здрав поддержал идею контрактов полного жизненного цикла.

- Проще говоря, такая схема позволит частным компаниям здравоохранения приобретать и устанавливать необходимое оборудование для нужд города, эксплуатировать его на всем сроке службы и получать достойную оплату в рамках договора. При государственно-частном взаимодействии город будет напрямую закупать услуги, не возвращая инвестиционную стоимость. В рамки ГЧВ включаются мероприятия по помощи онкологическим больным. Примером служит будущий центр ядерной медицины имени Березина стоимостью около семи миллиардов рублей, где власти лишь помогут инвесторам с сетями, документацией, транспортной инфраструктурой, а потом будут закупать услуги центра, квотируя лечение там пациентов.

Основной проблемой у нас остается совершенствование законодательства о ГЧП. Как пояснил Гончар, правила игры должны быть более четкими. Сейчас как раз ведется работа по совершенствованию федерального закона.

Но председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранения Гузель Улумбекова считает, что, привлекая частные средства для решения проблем здравоохранения, власти совершенно забыли про приоритеты и крайне нерационально тратят средства, которых и так становится все меньше. Проще говоря, о какой реконструкции перинатального отделения и современном лучевом оборудовании может идти речь, когда, например, банально не попасть на прием к врачу начального звена, пациент не получает элементарной первичной помощи.

- Есть пять фундаментальных проблем нашего здравоохранения, без решения которых никакие другие меры не будут эффективны, - рассказала она. - И первая из них - это финансирование, и даже выделяющиеся сокращенные деньги мы умудряемся тратить неэффективно.

Эксперт пояснила: доказано, если мы хотим иметь среднюю продолжительность жизни в стране 71 год и сократить смертность, то надо увеличить финансирование здравоохранения до пяти процентов от ВВП, а у нас пока 3,4 процента.

Более того, 2013 год был последним, до которого показатели здоровья населения ежегодно улучшались, а последние годы мы напрямую видим связь состояния нашего здоровья с финансированием медицинской помощи. В 2016 году сокращение расходов на нее может достигнуть 20 процентов.

- Неэффективность прослеживается пока во всем. На компьютерных томографах мы проводим в три раза меньше исследований, чем в странах ЕС, на МРТ - в два с половиной раза, поскольку не только не хватает обученных специалистов, но и платных пациентов теперь тоже. Раз денег нет ни у пациента, ни у государства, как расплачиваться за все запланированные проекты ГЧП? Отсюда вторая проблема - обеспеченность кадрами, еще в 2013 году дефицит врачей составлял 30 процентов. Учитывая, что треть врачей у нас старше пенсионного возраста, в ближайшее время можно ожидать серьезного оттока кадров из отрасли и нарастающего дефицита. Из всего этого вытекает проблема неудовлетворительного качества оказываемых медицинских услуг - у нас высока летальность и уровень инфекционных осложнений в больницах. Сюда добавляется еще и обеспеченность лекарствами в амбулаторных условиях, которая у нас ниже в 4,5 раза, чем в Европе, и дефицит коечного фонда - во всей нашей огромной стране коек меньше, чем, например, в Германии, - отмечает Гузель Улумбекова.

В частных клиниках дела могут обстоять лучше, но обеспечить поток больных туда мешает снижение доходов населения и, следовательно, покупательской способности. Если не найти недостающие стране 690 миллиардов рублей на здравоохранение (в сравнимых с 2013 годом ценах денег стало меньше именно на столько), то Россию ждет кризисный сценарий.

Как сообщил руководитель проекта "Международный медицинский кластер" Айрат Хабибов, платежеспособные пациенты едут за рубеж и оставляют деньги там. Поэтому надо создавать самим медицинские кластеры с необходимыми условиями, чтобы те, кто уезжает лечиться за границу, оставались бы дома.

- А как же быть с правом на лечение бедному пациенту, кто не в состоянии платить? О нем государство мало думает, - отвечает Улумбекова. - Еще раз повторю, высокие технологии - это хорошо. Но это сейчас не первоочередная задача. В любом случае даже при реализации ГЧП важно ставить задачи по приоритетам, а много чего придется сократить. Чтобы выбраться из временной финансовой ямы, нужно вкладываться не в дорогое оснащение, а, например, в кадры, чтобы человек мог попасть к врачу, и его могли вовремя продиагностировать. Совместные с бизнесом усилия надо направить в нужную сторону. Что толку от кучи закупленной аппаратуры, на которой некому будет работать, кому будут нужны обновленные клиники без необходимых лекарств и без денег на лечение элементарных заболеваний.

При этом, по мнению чиновников, у нас не все так плохо. За рубеж лечиться особо не уезжают, наоборот, в Россию едут за высокотехнологичной помощью, и нужно продолжать делать ставку на ее развитие и финансирование.

Как заявил губернатор Петербурга на открытии форума, центром притяжения для медицинских туристов в последнее время стала как раз Северная столица.